Архитектурный стиль: Минимализм

Люди в погоне за престижем и роскошью окружают себя дорогими, красивыми и ненужными вещами. Однако от увеличения количества предметов, количество счастья, не увеличивается. Оказывается, человеку нужно не много: тепло, свет, и душевный покой. Этим требованиям соответствует естественная простота минимализма.

Общество, осознавая возможность глобальной катастрофы, отказывается от излишеств, возвращается к экологически чистым материалам — дерево, стекло, бетон, металл. Ускоренный ритм жизни, информации и избыток впечатлений привел к возрастанию интереса на успокаивающие интерьеры, в них нет ничего лишнего.

Минимализм говорит сам за себя, всего должно быть по минимуму. Лозунг этого течения озвучил архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ — «меньше — значит больше» . На первый взгляд, кажется, все очень просто, минимум элементов, декора и украшений, несложные геометрические формы, в интерьере должно быть лишь свободное пространство. Однако при этом уделяется большое внимание качеству материалов, высокая функциональность, тщательно продуманна каждая деталь. В интерьере количество предметов минимально, но они выполняют необходимые для комфортного проживания функции. Подчеркивается красота структуры. Оставляют только самое необходимое, но лучшее.

Корни минимализма — в традиционной японской архитектуре и в творчестве нидерландского бюро De Stijl. В наше время минимализм продолжает оставаться актуальным направлением, востребованным как в архитектуре, так и в дизайне.

История возникновения Минимализма

История минимализма началась в Японии. Традиционный стиль страны восходящего солнца отвечает всем канонам направления минимализм и стал его первоисточником.

В связи с суровыми природными условиями, восточной философией и религией, как простым японским крестьянам, так и военному сословию мелких дворян не чужды были такие понятия, как «ваби» — осознанная простота, рациональность, бедность; «саби» — тень, грусть, душевная печаль; «дзими» — беспретенциозность, покорность судьбе. Сочетание этих важных факторов японской эстетики распространилось практически во все сферы жизни, в первую очередь, на организацию жизненного пространства. Даже японская знать, хорошо ориентировавшаяся в предметах роскоши, прибывавших из Европы или других стран Востока, традиционно сохраняла верность простоте национального жилища.

Японский дом — это сплошной функционализм: ничего лишнего, отвлекающего, в оформлении помещения используется один, в крайнем случае, два цвета. Предпочтение отдается белому и коричневому тонам, а также светлым природным оттенкам: бежевому, кремовому, молочному. Белый — цвет чистоты, гармонии и безупречности. Он создает иллюзию бесконечного пространства и невесомости. Темно-коричневый подчеркивает строгость геометрических форм, подразумевает силу земли, надежду на процветание, стабильность.

Сдержанные светлые тона характерны и для японской мебели, поверхностей стен, потолка. Ткани — тоже кремовые и белые, преимущественно натуральные: хлопок и шелк.

Чтобы яснее понять, что такое японский интерьер, нужно иметь представление о некоторых особенностях японской культуры и мироощущения восточных жителей. Их отличает терпение и высокая духовность, философский подход к жизни и даже некоторое стремление к аскетизму. Поэтому японскому жилищу свойственны монохромность, четкость композиций, предельная простота оформления.

То же самое относится и к освещению. По восточному учению свет и тень — инь и ян — едины и неразлучны. В то же время именно в их противостоянии, в борьбе восточные люди видят истинную красоту и гармоничное равновесие естества. Игра света и тени в пространстве для дизайнеров стиля минимализм предпочтительней всяких украшений. Недаром Япония зовется Страной восходящего солнца!

Жизнь в достаточно капризном климате и постоянная вероятность землетрясения сформировали чрезвычайно трепетное отношение японцев к окружающей среде. Дом зачастую является всего лишь частью сада, его жители словно боятся лишний раз потревожить природу. Именно из буддистского непротивления окружающей среде происходит эта стройная гармония в дизайне.

Своеобразное «мобильное» жилище не так опасно во время толчков, оно легко собирается после разрушения, да и вероятность погибнуть под руинами из бумаги и бамбука не так уж велика. Более того, древние японские постройки, храмы и особенно святилища были устроены таким хитрым образом, что могли перемещаться с места на место. Изучение крупнейших в Японии культовых сооружений показало, что их фундамент сконструирован так, чтобы постройку можно было разобрать, перенести на новое место и собрать вновь безо всякого ущерба. Так, ученые установили, что святилище Исе в префектуре Мие «путешествовало» около шестидесяти раз.

Разумеется, это обусловлено не только религиозными убеждениями (ведь считается, что месту, на котором стоит храм, через некоторое время требуется отдых), но и все той же «неустойчивой психикой» японского климата.

Единение японцев с окружающей средой формирует особый подход к обустройству жилища. Яркий тому пример — далеко выступающие навесы над окнами с круто загнутыми вверх карнизами. Они призваны защищать от сильных косых ливней, а как следствие дают постоянную затененность комнат. Стало быть, не нужно искать способа борьбы с мраком — его нужно опоэтизировать и тщательно обозначить. Хлопотникова В. Н. — Минимализм: история первичных структур//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №118. Аспирантские тетради: науч. журнал.- Спб.,2009-340с. (0,4п.л.).

Признаки минимализма были отмечены во второй половине XIX в. в «Движении искусств и ремесел», которое возглавил У. Моррис, который стремился к простоте и честности материалов. В начале XX в. минимализм появился в постройках A.JIooca. Он был противником эклектики и проповедовал простые формы. Для художников П.Сезанна, К.Малевича были характерны те же теории.

Стремление к простоте форм в 1920-е годы соответствовало тезису Л. Мис ван дер Роэ: «Меньше — есть больше». В то время авангард испытывал влияние минимализма. В павильоне Л.Мис ван дер Роэ в Барселоне 1929 г. видна эта тенденция. В доме Фарнсуорта (1945 — 1950 гг.) Л.Мис ван дер Роэ спроектировал коробку со стеклянными стенами, которая визуально обеспечивала связь с природой, поднимавшаяся над землей на колонках.

Для модернистов тезис Мис ванн дер Роя был программным заявлением, в то время как для минималистов 1980—1990-х гг. он стал главным принципом нового направления в архитектуре. Их задачей было избавление от любых деталей. Те же идеи минимализма внедрялись и в искусство 1960-х годов. Минималист скульптор Д. Джадд в своем проекте создал серию бетонных кубов, которые поставил на протяжении целого километра в Техасе (1980 г.), таким образом, изменив природное окружение.

Простота архитектурных форм воспринималась разными архитекторами в разных странах неоднозначно.

В 1990-х годах многие проекты японских архитекторов связаны с минимализмом. Группа японских архитекторов, в которую входили Т. Андо, К.Ши-нохара, М. Судзуки, Т. Ито, выступила с программой, в которой было обращение к традиции порядка и простоты форм. Они отрицают влияние на свою архитектуру западного образа мышления и европейской традиции. Их постройки брутальны и просты. В них все сведено к минимуму и предельно упрощено.

Однако некоторые из этих архитекторов стремятся с помощью деталей и простых форм достигнуть равновесия между природой и архитектурой. К таким относится японский архитектор Т. Андо. Орельская О.В. Современная зарубежная архитектура — М.: Издательский центр «Академия»,2006. — 272с., ил.

Наото Фукасава

Япония оказала большое влияние на минималистический дизайн. Японский дизайнер Наото Фукасава, вместе со своим другом и британцем, Джаспером Моррисоном, который пришел, чтобы определить минималистический дизайн. Фукасава проектировал мебель и электронику, принимая сильный функционализм Дитера Рамса и привнося в него более органичное чувство чистой формы. Он также долгое время работал консультантом и дизайнером MUJI (он разработал знаменитый настенный CD-плеер). Ты можешь оценить сеть японских канцелярских товаров как чемпиона повседневного, доступного минимализма. Его рисовая плита для MUJI и увлажнитель воздуха для собственного ± 0 (плюс минус ноль) бренда – элегантные изгибы и едва ли присутствующие кнопки и дисплеи иллюстрируют то, что Фукасава назвал «супер нормальным» дизайном. Это объекты, которые превращают визуальную и функциональную экономику в, своего рода, искусство.

Другие подборки: лучшие архитекторы, лучшие дизайнеры интерьера, самые красивые мужские тела, самые стильные мужчины.

Возникновение направления

Минимализм как направление архитектуры начал формироваться в начале XX в., когда нидерландские художники, объединенные обществом «Де Стейл», стали пропагандировать красоту рационального и функционального искусства.

По их мнению, на картинах, в музыке или скульптуре не должно быть лишних деталей — только чистые линии и цвета.

Такой подход стал основой для развития архитектурного минимализма, ставшего крайне востребованным при восстановлении Европы после Второй Мировой войны.

Основные характеристики и элементы стиля

В стиле минимализм каждая деталь функциональна и многозадачна. Здесь нет обилия декоративных элементов, вместо них используется игра света и тени, мягкие изгибы и плавные переходы.

Простые геометрические формы, чистые цвета, естественные фактуры образуют единый образ, поражающий своей законченностью и лаконичностью.

Спектр цветов, используемых в минимализме, ограничен. Это светлые нейтральные оттенки природной гаммы. Чаще всего применяется белый, коричневый и всевозможные варианты серого. Современные архитекторы пользуются и зелеными оттенками, которые ненавязчиво подчеркивают глубину базовых цветов.

Ключевым элементом любого проекта, созданного в рамках минимализма, является свет. С его помощью можно сделать объект более объемным, а его формы более мягкими.

При этом неграмотная расстановка источников света способна перечеркнуть работу даже самого талантливого архитектора.

Пристальное внимание здесь уделяется естественному освещению, поэтому дом минималиста имеет большие окна, наполняющие комнаты дневным светом. Число межкомнатных перегородок, напротив, сокращается, чтобы сделать пространство более свободным и воздушным.

Архитектурный эскиз будущего дома в стиле минимализма. Можно увидеть четкие геометрические формы, строгость и лаконичность строения.

Рекомендации в оформлении фасада

Фасад здания, выполненный по принципам минимализма, сочетает в себе вертикальные и горизонтальные прямые. Крыша здесь расположена строго горизонтально, без каких-либо скосов и наклонов.

Такое решение позволяет обустраивать на крышах смотровые площадки или террасы. Кроме того, крыша может быть полностью выполнена из стекла. В этом случае света в доме будет еще больше.

Большинство минималистичных домов имеют 1, реже 2 этажа. В таком доме удобно жить и маленьким детям, и пожилым людям, которые в силу возраста с трудом поднимаются по лестницам.

Малая этажность облегчает и процесс подвода коммуникаций, обустройство такого здания не связано с большими затратами.

Простота форм и чистота линий не вызывает отторжения, лаконичность и законченность образа делают дом узнаваемым, стильным и элегантным.

Используемые фактуры также приближены к натуральным. Это может быть благородная штукатурка или дорогая древесина, ценные породы камня или прозрачное стекло. При этом выраженность фактур должна быть максимальной.

Цвет фасада напрямую зависит от размера здания. Чем больше дом, тем светлее должен быть его оттенок.

Одна из главных отличительных особенностей стиля — большие окна.

Используемые материалы

Точность и аккуратность линий, красота функциональности и единение с природой — таковы детали, по которым можно узнать дома минималистов. При их строительстве нужно уделить внимание качеству используемых материалов.

Наиболее востребованная технология — монолитное строительство из бетона и стекла. Архитекторы работают с пено- или газобетонными блоками, которые сокращают сроки возведения здания, придают ему жесткость и чистоту линий.

Главный принцип минимализма — это умеренность, поскольку главная красота этого стиля заключается в лаконичности и естественности. Это делает неуместным использование лепнины или художественной росписи фасада.

В качестве декора могут выступать мелкие детали, выполненные вручную из природных материалов. Это могут быть каменные дверные ручки, витражи или кованые элементы оконных решеток. Они сделают проект более оригинальным и элегантным.

Основные материалы при строительстве домов в стиле минимализма являются бетон и стекло.

Знаменитые архитектурные сооружения минимализма

Здания, выстроенные по принципам минимализма, можно увидеть в самых разных уголках мира.

Яркие примеры таких строений демонстрируют все черты, свойственные данному архитектурному направлению.

Концертный зал «Финляндия» в Хельсинки

Белоснежный концертный зал «Финляндия» был построен в 1975 г. по проекту архитектора Алвара Аалто. Монументальность конструкции сочетается с высочайшей функциональностью. Здесь проводятся не только концерты, но и выставки, заседания, конференции.

Главный корпус комплекса построен из гранита и облицован каррарским мрамором, что, по задумке автора, должно символизировать торжественность и чистоту исполняемых здесь музыкальных композиций.

Внешне комплекс напоминает утес, возвышающийся под водами озера Тееле, или лайнер, величественно застывший на водной глади. В проекте присутствуют многие черты минимализма:

  • чистые контрастные цвета;
  • тонкие вертикальные и горизонтальные линии;
  • мрамор, гранит, стекло и хромированная сталь в экстерьере;
  • окна, занимающие всю стену, и плоские крыши.

Все это придает «Финляндии» особую красоту без лишних деталей.

Концертный зал «Финляндия», архитектора Алвара Аалто, г.Хельсинки.

Музей современного искусства MOMA на Манхеттене в Нью-Йорке

Музей современного искусства MOMA на Манхеттене в Нью-Йорке поражает воображение не только своими размерами, но и большим количеством архитектурных приемов и образов, реализованных в одном проекте.

При взгляде на здание складывается ощущение, будто оно целиком отлито из тонкого прозрачного стекла, наполнено светом и воздухом и лишено внутренних перегородок или стен.

Созданный образ полностью отражает предназначение помещения: демонстрация и популяризация самых новых, смелых, новаторских идей в искусстве без границ и предубеждений. Здесь мы видим четкие линии, прямые углы, серые оттенки и отсутствие навязчивой декоративности.

Музей современного искусства MOMA, Манхеттен, г. Нью-Йорк. Был основан в 1928 году в шести залах офисного здания на Манхеттене при содействии и покровительстве семейства Рокфеллеров.

Фонд Ланген в комплексе музейного острова Хомбройх (Германия)

Здание Фонда Ланген в комплексе музейного острова Хомбройх было построено в 2004 г. по проекту архитектора Тадао Андо, признанного гуру минимализма.

Здесь знаменитый архитектор использовал свой узнаваемый прием: бетонный объем, заключенный в стеклянный.

Сооружение представляет собой стеклянный короб, внутрь которого помещено строение из серого бетона.

Грамотно расставленная подсветка создает впечатление парения в воздухе. Усиливает эффект и водная гладь, окутывающая комплекс с 3 сторон. Игра света и тени, реальности и отражения — основа проекта японского архитектора.

Здание Фонда Ланген (Германия), архитектор Тадао Андо, музейный остров Хомбройх .

Выставочный павильон Веймарской республики в Барселоне

Здание Выставочного павильона Веймарской республики в Барселоне отдаленно напоминает Фонд Ланген. Оно также окружено водой, которая отражает стеклянные стены.

Белоснежная минималистическая крыша скорее напоминает легкий навес, чем традиционное укрытие от непогоды, что придает проекту дополнительную воздушность и невесомость.

Выставочный павильон построен в 1929 г. под руководством талантливого архитектора-модерниста, задумка которого заключалась в том, что здесь не должны были располагаться какие-либо выставочные экспонаты. Сам павильон и являлся экспонатом Международной выставки.

Здание Выставочного павильона Веймарской республики в Барселоне , архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ, г. Барселона.

Людвиг Мис ван дер Роэ

Мис ван дер Роэ – возвышающаяся фигура архитектуры 20-го века. Он родился в Германии в 1886 году и отправился учиться к немецкому художнику и архитектору Петеру Беренсу, работая вместе с Ле Корбюзье и Вальтером Гропиусом, прежде чем начать свою собственную практику. Он был главой школы Bauhaus между 1930 и 1933 годами, прежде чем покинуть Германию и уехать в Чикаго.

Объединив элементы русского конструктивизма (особенно поставив акцент на промышленные материалы и эффективность дизайна), чистые линии и яркие цвета голландской группы De Stijl и свободно распространяющиеся пространства стиля Prairie Фрэнка Ллойда Райта, он разработал архитектуру, которая была за функциональную честность и избавлена от лишнего украшения. Его работы наполнены светом и легкостью, открытостью и прозрачностью, из стекла и стали. Он разработал серию того, что теперь является культовыми зданиями, уточняя и определяя модернизм. Barcelona Pavilion 1929 года, революционная одноэтажная структура, построенная из тонких материалов, таких как мрамор и оникс, которые размывали идеи внутреннего и внешнего пространства. Farnsworth House, окончательная модернистская стеклянная коробка. Жилые здания Lake Shore Drive в Чикаго, модель для всех небоскребов из стекла и стали, завершенные в 1951 году. Также его работа Seagram Building в Нью-Йорке в 1958 году, шедевр корпоративного модернизма.

Фрэнк Стелла

В искусстве термин «минималистический» обычно применяется к определенному набору художников, в основном работающему в Нью-Йорке, который прибыл после могущественных абстрактных экспрессионистов – Джексона Поллока, Виллема де Кунинга, Марка Ротко и остальных.

Для абстрактных экспрессионистов искусство все еще было предметом всплеска чего-либо от души на холсте или гигантской борьбы за возвышение. Это было героическое и личное. С другой стороны, минимализм возвращался к Малевичу, Мондриану, Баухаузу и «Де Стейл». Он больше касался формы, геометрии и материала – оптика, а не эмоция, метафора или символ.

Стелла окончил Принстон в 1958 году и сразу же переехала в Нью-Йорк. Яростно умный и уже погруженный в художественную сцену города, у него была большая идея на ранней стадии. Он производил картины, которые были о… краске. Его полностью черные полосы конца 1950-х годов считаются стартовой линией минимализма. «Искусство исключает ненужное. Фрэнк Стелла счел нужным рисовать полоски. В его картине нет ничего другого», – прокомментировал Андре. Стелла просто сказал: «То, что ты видишь, это то, что ты видишь».

Дональд Джадд

Хотя художник Стелла был зачинщиком этого, художественный минимализм проявил себя наиболее мощно в трех измерениях. Были тщательно контролируемые композиции Дэна Флавина цветных флуоресцентных ламп. Были гипнозные стеклянные кубики Ларри Белла. Была концептуальная геометрия Сола Левитта. Но наиболее поразительно просто были «конкретные предметы» Дональда Джадда. Особенно его вертикально выровненные, точно спроектированные коробки из нержавеющей стали, анодированного алюминия или плексигласа.

Дональд Джадд, почти на десять лет старше Стеллы, изучал философию и историю искусства. В начале 1960-х годов он работал художественным критиком и теоретиком. Его работы стали чрезвычайно влиятельными, а в качестве художника его работа продвигалась через живопись и гравюры на дереве до его первозданных стогов.

Дональд Джадд был намерен разорвать связи с великой европейской традицией. Его «конкретные объекты» не были скульптурами в традиционном смысле. Его работы не представляли ничего. Они были просто объектами в космосе. И пространство, которое они создали, – отрицательное пространство – было такой же частью образца, как и сам объект. «Фактическое пространство по своей природе является более мощным и специфичным, чем краска на плоской поверхности», – сказал он.

Джадд также настаивал на том, что его искусство может быть изготовлено квалифицированными производителями, которые могли бы сделать это даже лучше. Он позже разработал модель дизайнерской мебели – и его влияние на современный дизайн стало еще глубже, но он всегда старался настаивать на том, чтобы его стол был столом, а не «конкретным объектом».

Советский Союз диктовал свои правила. Решили, что кухня должна быть маленькой, значит, нечего возражать и возмущаться. Ведь, от размера площади, где готовился борщ, его вкус ничуть не менялся. А вот цена квартир с компактными кухнями существенно отличалась. Как говорится, «убили двух зайцев одним выстрелом», и функциональность не пострадала, и решилась проблема нехватки недвижимости.

Автор статьи: Нелли Галстян

Сказали «нет» большой кухне

Поскольку коммунальные квартиры мало-помалу начали выходить из моды, советские архитекторы стали задумываться о новом направлении домостроения. Так появились знаменитые пятиэтажки (хрущевки), планировка которых была рассчитана на одну семью. Если в коммунарках одновременно готовили еду сразу несколько жильцов, и большая площадь была необходимостью, то тут она практически исчезла. Зачем использовать лишние квадратные метры, если нет очереди к газовой плите?

Расчеты советских архитекторов

Чтобы построить компактные, но при этом удобные дома, советские архитекторы проводили серьезные исследования. Они проанализировали движения хозяйки, которая готовила типовой рацион блюд. В результате разрабатывалась среда, где хозяйка, несмотря на ограниченную площадь, чувствовала себя более или менее комфортно.

Анализировали не только движения «повара”, но и поведения других жильцов дома. Ведь, им тоже нужно было создать комфортные условия. Так вот, выяснилось, что человеку нужно расстояние не меньше 40 см между стеной и столом, чтобы встать из-за стола без особого труда. Кажется, что это раздел из фантастики, но не стоит недооценивать возможности архитекторов тех времен.

Обустройство советской кухни

В маленьких кухнях хозяева умудрялись размещать гарнитур, обеденный стол со стульями и холодильник. Инновацией советских времен был холодильный шкаф, который обычно стоял под окном. Он охлаждался своеобразно – с улицы (с помощью отверстия в стене). В те времена еще не были распространены электрические холодильники, и этот трюк облегчил жизнь многим советским жителям.

Были и такие проекты, где кухня отделялась от общей комнаты с помощью раздвижных перегородок. Обеденный стол стоял в общей комнате. Еда передавалась через проем в перегородке.

В 90-х годах стали сносить стену между кухней и общей комнатой. Иногда делали арки или дверные проемы. Вообщем, всячески пытались расширить кухню.

Не значит ли это, что минималистические убеждения советских властей все-таки утесняли своих жителей?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно. С одной стороны, подобная планировка кухни действительно решила проблему с нехваткой квадратных метров. Жилье стало намного доступней. Да еще и жителям, перебравшимся с коммунарок в такие квартиры, не приходило в голову жаловаться на маленькие кухни.

С другой стороны, 6 метров – это действительно очень мало для того, чтобы человек чувствовал себя комфортно.

Советские времена позади, так что при планировке своей квартире вам не придется ограничивать себя квадратными метрами. Дайте волю своей фантазии и обустройте кухню своей мечты.