Правила композиции в интерьере

К сожалению, нередко можно увидеть жилища, где начисто попраны все основы композиции интерьера, то есть помещения оформлены по принципу «сам себе дизайнер», без соблюдения даже основополагающих принципов, не говоря уже о стилевой продуманности. А ведь игнорируя полезные советы по дизайну интерьера, ваш дом превращается в склад разрозненной (пусть и не самой дешевой) мебели, диссонирующей с отделкой и не отражающей индивидуальности хозяев.

Приступать к работе над интерьером без понимания основных правил его создания — все равно, что направляться в захолустную деревню без адреса, указателей и навигатора. Конечно, когда-нибудь вы доберетесь, но за это время с вами могут случиться ужасные вещи. И, скорее всего, вы сдадитесь, не достигнув цели.

Прочтя этот материал, вы узнаете, какие правила применяют при создании интерьера, и получите полезные советы по оформлению интерьера дома.

Основы оформления интерьера квартиры: правило законченности композиции

Одно из основных правил оформления интерьера – каждое действие должно быть закончено.

Начав что-то переделывать, назначьте себе не только объем работ, но и время, за которое вы планируете все завершить. Давайте разберем это правило на примере замены штор. Отведите себе время (несколько дней), чтобы найти новые. Ни в коем случае не делайте поиски бесконечными. Изводить себя вечным вопросом: «А то ли я выбрала?» – значит испортить себе радость от обновления и начала новой ситуации.

Важный совет по оформлению интерьера: даже если на пути воплощения своей идеи вы вдруг поняли, что уже не хотите получить задуманный результат, все равно нужно завершить и поставить точку. К примеру, сняли вы старые шторы… и увидели, что за окном такой потрясающий вид, что шторы его только испортят. Но вы уже совершили действие, и его необходимо закончить. Не хотите вешать шторы? Не надо. Окно можно оформить и по-другому. Римская или австрийская штора, закрывает лишь небольшую часть окна сверху. Ее можно при желании опустить вниз, а можно оставить просто как декоративный элемент. Вид она не закроет, а процесс завершит. Хорошим решением для видового окна может стать один ламбрекен.

Как вариант, можно просто поставить на подоконник цветы или какие-то декоративные предметы, которые красивый вид только дополнят. Главное, чтобы окно не осталось раздетым «сиротой», а было украшено. Таким образом, один из основных принципов дизайна интерьера – его законченность.

Кстати о цветах. Мы часто не хотим заводить цветы, потому что при словах «комнатные растения» возникает живой образ унылых зеленых страдальцев из коридора поликлиники или школьной столовой – в непонятных горшках с извечным белым налетом по ободку темно серой земли. Жалкое зрелище…

К счастью, это уже давно не так. Современные горшки с автополивом позволяют при минимальной заботе содержать растения в идеальном порядке и прекрасной форме. Вместо земли используется специальный грунт в виде маленьких светлых камушков, сохраняющих влагу. Горшки бывают разной формы и великолепных живых оттенков. Датчик влажности покажет, когда долить воду. Так общение с вашими питомцами с подоконника превратится в удовольствие!

И конечно, помимо красивой зеленой листвы, вы можете наслаждаться и цветущими растениями – орхидеями, бегониями, комнатными розами… А может быть, даже свежей зеленью к столу!

Основы цветовой композиции в дизайне интерьера

Ещё одно важное правило оформление интерьера – соблюдение цветовой композиции.

Обязательно решите, что именно вы хотите создать. Интерьер – ваш помощник в реализации жизненных целей. Какой интерьер вы создадите, такую жизненную программу запустите.

Цвета, что несут негативную информацию, особенно о несчастьях и бедности, из интерьера нужно убрать. Также определите цвета, которые ассоциируются с позитивом.

Прислушайтесь к следующему совету по дизайну интерьера квартиры – приступая к изменениям, задайте себе вопрос: «Что для меня важно? Каких позитивных перемен я хочу?» Выбирайте из протестированного списка соответствующие цвета и создавайте прекрасное будущее! Цвет – мощнейшее средство работы с подсознанием.

Прежде всего – что делать, если негативного цвета много, а убрать его пока нет возможности? Допустим, это черный. Тогда выход – сделать его фоном для других позитивных цветов. Разместить на нем картины, яркие декоры – то, что несет радость.

В этом случае фон «растворяется», и мы обращаем внимание на помещенные на нем предметы. В психологии даже есть такой термин «фигура фон». Без фона нет фигуры. Значит, цвета силы и радости на черном фоне будут смотреться еще выигрышнее, чем без него. Черный приведен только в качестве примера (не у всех этот цвет негативный), и речь идет только о большой поверхности. Если негативный цвет участвует в четких и графичных орнаментах в интерьере, то их точно нужно убирать, так же, как и акцентные цвета. Важное правило цветовой композиции в интерьере – то, что нельзя заменить, всегда можно перекрасить или задекорировать

Советы по оформлению интерьера дома: правильное освещение

Одна из основ дизайна интерьера – нет смысла делать красивое оформление дома, если он плохо освещен.

Конечно, цвет в пространстве играет огромную роль, но для начала нужно разобраться с правильным освещением. Знаете ли вы, что при разном освещении разные цвета выглядят по-разному? Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, что в магазине обои, ткань или краска были как бы другого цвета. Хорошо, если это оказалось приятным открытием и этот другой цвет нравится. Но часто бывает наоборот. Особенно обидно, если обои уже наклеены и стены покрашены.

Все дело в том, что магазин освещается, как правило, холодным дневным светом, а в наших домах свет чаще всего желтый, поскольку большинство все еще использует лампы накаливания. Мы, конечно, научимся избегать подобных неприятных казусов. Итак, поговорим о свете.

Традиционно считается, что самый правильный свет в доме – от лампы накаливания, то есть желтый. Он вроде бы и для глаз приятнее, и полезнее. На самом деле это не всегда. Важно подбирать освещение так, чтобы свет не конфликтовал с цветами интерьера, не менял их (как показано на картинке справа).

Световая температура измеряется в кельвинах (К). Чем меньше значение, тем теплее свет. Значение температуры теплого света – примерно 2700 К, холодного – 6000 К. Идеальная световая температура для дома – 2700–3500 К.

Воспользуйтесь следующим советом по оформлению интерьера дома: выбирайте свет в зависимости от того, хотите вы «обогреть» или «охладить» помещение. Интерьер, освещенный холодным светом, кажется прохладнее, а теплым светом – теплее при одинаковой температуре воздуха в помещении.

Самый привычный свет для человеческого глаза – естественный дневной, но именно естественный: лампы дневного света (особенно очень холодного спектра) для глаз скорее вредны. К тому же холодный свет бодрит и подходит больше для тех мест, где бодрость нужна: офисов, магазинов, других общественных мест. Дома же мы хотим отдыхать, и свет нам нужен теплый, а там, где требуется сосредоточиться, например, в кабинете, – нейтральный.

Если вы не соблюли принципы дизайна интерьера и выбрали свет неправильного спектра, то все цвета и краски потеряют яркость, потускнеют, а то и вовсе поменяют цвет. Это как на палитре: подмешав в голубой цвет желтый, получаем зеленый.

Поэтому теплые цвета освещаем теплым светом, прохладные – нейтральным белым.

Все современные лампы имеют маркировку температуры излучаемого света. Однако более экономичны в производстве лампы холодного спектра, а более дорогие для покупателя – лампы теплого спектра. Иногда случается, что недобросовестные изготовители нарушают маркировку, выдавая более холодные лампы за более теплые. Поэтому, покупая лампы сомнительного производителя или в сомнительном месте, обязательно попросите лампу проверить. Теплый или холодный свет у лампы можно легко определить на глаз, подложив под лампу лист белой бумаги.

Важный совет по оформлению интерьера – обеспечьте в квартире хорошее, яркое освещение, достаточное для того, чтобы можно было легко читать. Никаких тусклых лампочек! Хорошее освещение (правильно подобранное под вашу цветовую гамму) позитивно влияет на восприятие реальности. А вот локальные, местные источники света уже могут создавать интимную атмосферу и быть тусклыми и приглушенными. Также допускается сочетать более холодное общее освещение и теплый местный свет (например, настольную лампу).

Совет: важно помнить, что если помещение освещают сразу несколько лампочек (в люстре или точечные светильники), то все они должны быть одной температуры. Нет ничего хуже для интерьера, чем разброд в освещении. И ни в коем случае не используйте в качестве местного освещения люстру, в которой просто не хватает лампочек!

Местных источников света может быть сколько угодно: торшеры, бра, настольные лампы. У вас всегда должна быть возможность переключиться с верхнего света на локальный – особенно в зонах отдыха, где можно расслабиться. Свечи – тоже прекрасный вариант локального освещения. Интересный вариант, когда местные источники света используются для выделения каких-то предметов в интерьере. Любой декоративный элемент становится интереснее, когда он подсвечен. Игра света и тени добавляет «драматизма».

И не забудьте о хорошем освещении в том месте, где вы обычно наносите макияж! Идеально, когда лицо освещено равномерно с двух сторон. Исключите подсветку сверху и снизу, когда дело касается вашей внешности.

Советы по дизайну интерьера квартиры: внимание к деталям в комнате

Под деталями в данном случае подразумеваются аксессуары. На фоне общих затрат аксессуары занимают примерно 10 % бюджета. Но именно они очень влияют на общую картину – интересно это сделано или так себе – и могут сдвинуть восприятие интерьера в любую сторону. Интерьер обязательно нужно наполнять аксессуарами: из этих мелочей и складывается ощущение всего пространства.

Если мы не вспомнили об этих важнейших мелочах, в интерьере возникает ощущение, что что-то недоделано. Например, подушки. Вроде бы, такой несерьезный аксессуар, но именно они могут дать очень серьезный акцент. Иногда лучше вообще без подушек, чем положить что-то непонятное. Не позволяет бюджет? Не отказывайтесь от идеи совсем, используйте в ограниченном количестве. Пусть подушка будет одна, но именно она даст интерьеру нужный всплеск.

Конечно, у каждого свое понимание дорогого интерьера и дорогих аксессуаров, свой ценовой диапазон. Но интерьер может быть изысканным не в смысле затраченных на него средств, а с точки зрения продуманности и стиля. И все же есть важное правило «изысканного» интерьера – внимание к деталям, на которых не стоит экономить. Даже одна дорогая кисть на несложной шторе добавит «статуса».

К интерьерным аксессуарам можно отнести: вазы, панно, зеркала, кисти и подхваты для штор, салфетки, карнизы, подушки, пледы и даже красиво оформленные комнатные цветы.

Правило тройки в интерьере

Правило тройки не ново — оно применяется в литературе, фотографии и дизайне и отлично работает для слоев виньеток. Разделение информации на три части сделает ее более запоминающейся, главное — избегать монотонности. Три предмета одинакового размера вводят в смятение — непонятно, на какой смотреть. Для понимания, что именно происходит, глазу нужно разнообразие. Поэтому на любой поверхности — будь то каминная полка, консоль, кофейный столик или комод — должны присутствовать три вещи:

  • что-нибудь вертикальное;
  • что-нибудь горизонтальное;
  • что-нибудь скульптурное, объединяющее две предыдущие.

Для виньетки на каминной полке можно выбрать вертикальную картину и поставить книги в горизонтальный ряд. Затем нужно добавить что-то, что смягчит переход взгляда от вертикальной плоскости к горизонтальной. Не забывайте про этот мостик, его линии должны быть более живыми, скульптурными. Подойдет, например, ваза с округлыми пионами. Вместо того чтобы располагать три предмета в ряд на одинаковом расстоянии друг от друга (это будет выглядеть слишком нарочито, как витрина магазина), поставьте два так, чтобы один оказался на фоне другого, — это создаст глубину, а третий — чуть в отдалении от них, чтобы у трио было достаточно воздуха.

Финальные дополнения в интерьере

Итак, вы выявили раздражители, проинспектировали освещение, выяснили, каких цветов не должно быть в интерьере, а какие цвета будут вам помогать, составили план действий и постепенно его выполняете. Пространство расчищено и систематизировано, мелочи исправлены, текстиль подобран. Осталось невыполненным основное правило дизайна интерьеров – нет финальных дополнений, с помощью которых вы сможете привнести в интерьер себя и свою энергию. Помните? Сначала вы вкладываетесь в интерьер, а потом интерьер питает вас.

Итак, какими советами по дизайну интерьера следует воспользоваться, чтобы поставить финальную точку?

  • Загляните в семейный альбом.

Да, постепенно электронные носители вытеснили семейные фотоальбомы и распечатанные фотографии. Мы просто копируем файлы на флэшки и жесткие диски и, бывает, долго к ним не возвращаемся. В лучшем случае самые удачные кадры попадают в соцсети. А ведь именно фотографии вносят в интерьер то самое тепло и такую нужную положительную энергетику. Вспомните старые интерьеры. Без фотографий на стенах (или в рамочках в самых разных местах дома) они редко обходились. И это не случайно. В фото есть свои магия и шарм, и очень хорошо, когда семейные фотографии и портреты висят на стенах. Идеально, когда эти фото сделаны в состоянии радости и счастья. Тогда эти эмоции будут транслироваться в пространство постоянно. Интересно, что несмотря на то, что вроде бы печать фотографий не в моде, именно сейчас нет никакой проблемы распечатать фото в любом виде. Можно даже сделать свой фотопортрет на холсте. Заказать печать можно в Интернете, а заказ курьер привезет на дом. Это очень удобно, быстро и доступно по стоимости.

Хотите повесить на стену ваш портрет или портреты близких – отлично! желательно, чтобы ваши изображения были меньше вашего реального размера.

  • Сделайте коллаж на память.

Еще один удачный вариант привнесения своей положительной энергетики в интерьер – коллажи. Например, вы всей семьей съездили на море или отметили какое-то событие. Распечатайте самые удачные кадры, разместите их красиво в раме под стеклом, добавьте любимые цветовые сочетания, может быть, какие-то предметы, связанные с этим событием. Не ограничивайте свою фантазию – результат будет потом радовать вас долгое время.

Совет: Коллаж может стать не только интересным элементом в дизайне интерьера, наполненным положительной энергетикой, но и отличным мотиватором. Сделайте коллаж из картинок и фото, на которых будут изображены ваши мечты и цели, и почаще смотрите на него.

  • Нарисуйте картину.

Еще один прекрасный способ внести себя в интерьер – картины, написанные собственноручно. И для этого не нужно быть художником. Можно просто купить холст и краски и рисовать, что в голову придет. Вспомните импрессионистов: не очень четкие образы, но очень яркие цветовые сочетания. Это – то, что надо! Вспомните себе ребенком, когда вы просто брали краски или карандаши и рисовали от души.

Интересно, что, скорее всего, и картины ваши будут содержать цвета из детства, которые дарили позитив (например, те цвета, которые вы помните из бабушкиной деревни). Хотите нарисовать что-то более внятное – сейчас много курсов, где учат интуитивному, или правополушарному, рисованию. Буквально за одно занятие вы сможете нарисовать картину с сюжетом и вашими собственными эмоциями. Есть и более серьезные курсы живописи, рассчитанные на регулярные посещения. Это может вашим стать любимым хобби. В любом случае, уже с первого занятия вы уйдете домой со своей картиной, которая будет транслировать в пространство позитив.

Отличной идеей будет изготовление различных мандал, узоров и даже раскрашивание черно белых заготовок. Предметы в интерьере, сделанные своими руками, всегда дают мощную энергетическую подпитку.

  • Добавьте рукодельных деталей.

И здесь вспомним о рукоделии. Рукоделие – это возвращение к себе и наполнение себя. Приобретение целостности. Не случайно в прежние времена все женщины умели шить, вышивать, вязать. Женщины увлечены нитками и тканями на генетическом уровне.

Это отличное переключение на другой вид деятельности и релаксация, а также развитие мелкой моторики (важное не только для детей) и море позитива. Когда женщина начинает что-то делать сама, она наполняет дом позитивной женской энергией, вьет пространство, создает кокон благополучия.

Вспомните птичку, которая вьет гнездо – она использует все: травинки, ниточки, веточки, кусочки мха. Так и женщина. Когда она начинает вить пространство благополучия – подходит все. Нет ничего лишнего и неконструктивного. С помощью того, что женщина умеет делать, она самовыражается.

Например, приготовление пищи и совместная еда очень сильно питают семейные взаимоотношения. Если есть возможность – творите, вейте гнездышко. Шейте, вышивайте, вяжите.

Не умеете – учитесь. Не обязательно шить одежду. Сшейте игрушку или свяжите носки!

Любой предмет, сделанный руками женщины, для ее близких действует как оберег. Вспомните, как дети и мужчины относятся к вещам, сделанным мамой и женой. Они воспринимают это как заботу. Такие вещи связывают женщину с теми, для кого они были с любовью сделаны. В каком-то смысле это тоже можно назвать магией. Не нужно никаких приворотов, просто свяжите своему мужчине носки. Он обязательно оценит, даже если не подаст вида.

О чем скучают в момент расставания? Разве о ресторанной еде и покупной одежде? Вовсе нет. Скучают о каких то знаковых моментах, о заботе, о том, что создано руками. Потому что эти вещи несут особую энергию.

В общем то рукоделие включает не только шитье и вязание. Очень много красивых вещей можно сделать или трансформировать своими руками. Например, составить букеты, задекорировать светильник, перекрасить двери и мебель. Есть масса способов и курсов, где им учат. Можно даже заняться реставрацией мебели. Работа с деревом дает колоссальнейший позитив. К тому же эти навыки позволят вам посмотреть на мебель в доме совсем под другим углом и задуматься: а нужно ли ее менять, или можно дать шкафу вторую жизнь? Именно об этом поговорим в следующих главах.

Совет: мы часто не знаем о себе, насколько мы творчески богаты. А когда наконец обращаем внимание на свою креативную составляющую, она вознаграждает нас многими неожиданными дарами. Советую скорее разбудить творческое начало в себе!

Зачем нужно следовать советам по обновлению интерьера?

А зачем все-таки соблюдать правила оформления интерьера квартиры и следовать советам по его обновлению, спросите вы?

Запомните: вместе с дизайном помещения вы обретете над ним власть. Но зачем разбираться, что больше нравится — стиль середины ХХ века или минимализм, и еще тратить время на подобные занятия? И как это относится к оформлению интерьера?

Причина 1. Домашняя обстановка вдруг станет комфортной.

Вы замечали, что собаки, которых любят, со временем становятся похожими на своих хозяев? Когда-нибудь и с вашим домом произойдет подобное. Когда интерьер гармонирует с личностью владельца, начинают происходить чудеса. Комнаты как будто пробуждаются, и вы с нетерпением ждете момента, когда погрузитесь в мягкое кресло или скользнете под одеяло. И не потому что устали и не держитесь на ногах, а потому что хотите снова и снова наслаждаться абсолютной роскошью жилища, готового удовлетворить любую вашу потребность.

Причина 2. Вы будете делать покупки как профессионал.

Давайте поговорим минутку о вещах. У вас есть все, что нужно, и вдруг вы видите умопомрачительный стеганый бархатный диван в стиле ар-деко и понимаете, что не сможете прожить без него ни дня! Привозите его домой, а там кофейный столик в индустриальном стиле с рамой из труб, массивная кожаная оттоманка и мохнатый ковер из семидесятых — кто в лес, кто по дрова. И вас пронзает мысль, что эффектный диван на этом фоне смотрится как хлам из комиссионного магазина. На блошином рынке вам рано или поздно попадется неотшлифованный алмаз, способный как полностью преобразить гостиную, так и погубить ее. И никто не сделает выбор за вас. Вам придется самостоятельно решать, торговаться или пройти мимо — а это ой как непросто! Страх ошибиться и потратиться зря — ничто по сравнению с мыслями о том, что в вашей жизни все изменилось бы к лучшему, если бы только вы купили тот огромный портрет маслом Тома Селлека и повесили его над кроватью. А это ужасная и очень затратная зависимость. Зная свой стиль, вы перестанете колебаться и начнете совершать покупки с легкостью. Способность отфильтровывать ненужное поможет прочесывать и сайты частных объявлений, и специализированные онлайн-магазины. И как только вы наткнетесь на «тот самый идеальный диван», то уже не будете сомневаться. Даже если находитесь в сотнях километров от дома и не имеете при себе фотографий комнаты. Здравствуйте, удачные покупки! Прощай, чувство «и с чего я взяла, что мне это нужно»! Теперь главное, чтобы диван поместился в комнату.

Думайте, прежде чем покупать. На первом месте должен быть комфорт, а затем, хотя и с небольшим отрывом, стиль. Не стоит забивать дом случайными «стильными» вещицами: это заканчивается хаосом и беспорядком. В первую очередь нужно выделить основную тему интерьера. Затем задать себе вопрос, сможете ли вы прожить без этой превосходной вещи, которую только что нашли (не только с точки зрения функциональности — комнате необходимы красивые предметы). Если ответом будет твердое «нет», несите ее домой на почетное место. Если «да», воздержитесь от покупки: вы еще найдете другие сокровища.

Причина 3. Вы будете разбирать свои вещи с закрытыми глазами.

Скорее всего, вы накопили много вещей и теперь не знаете, что с ними делать. Некоторые из них могут успешно служить вам и в дальнейшем, с другими в процессе оформления интерьера придется расстаться. Как же предугадать, что вы не пожалеете о том, что выбросили? С новоприобретенными знаниями о стиле вы оцените свои более объективно.

Самый простой путь определить, какой стиль подойдет вашему дому, — посмотреть на то, что висит в шкафу. Одежда, наиболее полно отражающая ваш вкус, послужит вдохновением и для оформления комнаты. Это не самый надежный (обновляя гардероб по последним тенденциям моды, не стоит то же самое проделывать с интерьером), но отличный способ понять свои стилистические предпочтения. Итак, если в вашем шкафу:

  • Доминируют серо-коричневые, коричневые, кремовые и бежевые оттенки одежды — не спускайте деньги на ярко-розовый диван и не красьте стены в лимонно-желтый цвет.
  • Много винтажной одежды — найдите время посетить любимый блошиный рынок (там же можно присмотреть и мебель).
  • Коллекция кожаных курток и рваных джинсов — держитесь подальше от классических стеганых диванов и поищите более модные, «крутые» вещи.
  • Преобладают облегающие платья, классические рубашки или галстуки-бабочки (не только для работы) — возможно, стоит и в оформлении интерьера придерживаться «застегнутого на все пуговивицы» стиля.
  • По несколько пар одинаковых брюк — вы предпочитаете все хорошо знакомое и удобное. Выберите стиль, ориентированный на комфорт и функциональность, например, большой уютный диван и кофейный столик перед ним.
  • Длинные летящие платья эпохи хиппи — вам определенно не подойдет простой жесткий диван. Вы любите понежиться и заслуживаете дивана, который позволит вам сделать это.

Возможно, вам нравятся разные стили, и вы не знаете, с чего начать. Возможно, вам кажется, что у вас вообще нет стиля. Но поверьте, любое количество стилей можно удачно сочетать, и, если у вас есть внутренний мир, есть и стиль. Даже пренебрежение стилем тоже можно считать таковым. Все мы подвержены влиянию более чем одного стиля, поэтому понять свои предпочтения непросто.

Если вы застряли в сомнениях, можно дать такой совет по обновлению интерьера: попробуйте взглянуть на себя со стороны. Отправляйтесь в магазин с близкой подругой и предложите ей помочь подобрать вам обувь. Попросите ее аргументировать свой выбор и внимательно выслушайте ответ. Вам предложили повседневную холщовую пару, классические лоферы или элегантные туфли на шпильке? Попросите подругу подобрать еще одну пару и снова прокомментировать. Так вы обретете необходимый минимум информации, чтобы двигаться дальше.

И, наконец, ещё один совет по оформлению интерьера комнаты: не нужно выбирать один стиль. Влюбляйтесь в разные стили и научитесь уживаться с ними, как с членами большой семьи. Приводите в дом новые стили и знакомьте их с обитателями. Поначалу чувствуется небольшое напряжение (ревность, да?), но в конце концов они привыкают друг к другу, хотя и не обязательно одновременно. Как и в обычной семье, одни дети крикливее других, одни двоюродные сестры и братья приезжают в два раза чаще, чем другие. Можно жить в окружении десятка разных стилей, хотя это крайность: большинство людей тяготеют к двум-трем стилям, и именно этот костяк вам нужно найти, принять, смешать и расставить акценты.

Ритм — природное явление и прием ландшафтного дизайна, заключающийся в повторении объектов через равные промежутки. Ритм проявляется и в биении сердца, пульсации звезд, птичьих песнях, сезонных эффектах, росте и строении растений.

Ритм бывает простым, когда объект и интервалы между ними одинаковы. Простой ритм представлен например, аллейной посадкой деревьев. Композиции с простым ритмом свойственны регулярному стилю. Сложный ритм, заключающийся в чередовании групп различных объектов с различными интервалами свойственен свободному стилю. Ритм пейзажных композиций сродни музыкальному. Не случайно самые прекрасные сады и парки сравнивают с музыкальными произведениями.

Волнообразный ритм роста присущ растениям и проявляется в смене периодов роста и покоя.Как следствие этого, в волнообразном ритме располагаются побеги в кроне, листья и междоузлия на побегах. Смена видов в садах и парках должна происходить не реже, чем через каждые 20-30 м, учитывая особенности человеческого восприятия. Таким образом, проектировщик может заложить в сад, эмоциональный ритм, как бы сопровождающий человека во время прогулки. Одни картины кажутся ему веселыми, например желтый цветник, другие — таинственными, например теневой сад с папоротниками, грот с водным источником. Третьи возбуждают любопытство, например, исчезающая за поворотом дорожка или сверкающая за древесными стволами водная гладь. Четвертые — удивление, например, растение необычной формы или внезапно открывающийся глубокий вид. Ландшафтное искусство как никакое другое способно манипулировать самой широкой гаммой человеческих чувств, включая самые тонкие оттенки душевного состояния.

Динамика и статика в дизайне сада

Вопреки общепринятому мнению о неподвижности растений, сады могут обладать иллюзорным движением, запечатленным в линиях и формах. Динамика и статика ландшафтных композиций определяется абстрактными линиями, просматривающимися в ней.

Вертикальная линия иллюзорно динамична. Она изображает движение снизу вверх или сверху вниз. В ландшафтных композициях вертикальная линия представлена конической и пирамидальной кронами, вертикально растущими ветвями, побегами, соцветиями растений, фонтанами, скульптурой, подпорными стенами и другими малыми архитектурными формами. Вертикаль всегда привлекает внимание, выделяется из фона. Это волнующая, агрессивная, тревожная линия. Это свойство вертикали используют для акцентирования входов, въездов, дальних планов. Вертикали могут «вести» за собой по саду внимание наблюдателя. Человеческий глаз выделяет вертикальные формы в первую очередь, и лишь потом в его поле зрения попадают фон и прочие объекты сада.

Законы и правила в ландшафтном дизайне

Чтобы создать королевский сад вокруг усадьбы или скромный сельский пейзаж вокруг дачного домика, запроектировать городской парк или озеленить и создать гармоническую среду обитания в коттеджном поселке, необходимо знать и владеть законами построения объемной пластики ландшафта.


Контрастное сочетание форм и цвета —
один из важных элементов
в композиции ландшафтной архитектуры.

В ландшафтном дизайне существуют те же правила, что и в других видах искусства – таких, как архитектура, живопись, поэзия, музыка и сценография и режесура. Эти правила диктует нам сама природа.

Природный ландшафт включает в себя несколько взаимосвязанных природных элементов: воду, воздушные массы, растительность, геопластика земли. Современные загородные усадьбы или общественные территории являются образцом искусственного ландшафта, созданного руками человека и включает в себя искусственно – созданные озера, ручьи, холмы и искусственно-посаженые деревья, кустарники, цветы.

Таким образом, восхищаясь «натуральностью» или, наоборот, «подчеркнутой искусственностью» тех или иных культурных ландшафтов, следует обратить внимание на основные приемы их объемно-пространственной композиции и многообразие взаимодействия ландшафтных составляющих.

Одним из важнейших приемов в построении ландшафта я считаю прием сценографии и режиссуры. Так же как режиссер в своих картинах полностью воссоздает атмосферу того или иного исторического периода или заглядывает в будущее, «рисует» картины иных стран и миров. Так ландшафтный архитектор может воссоздать старинный парк, оранжерею или создать парк будущего, применяя определенные виды растений, дополняя их соответствующими малыми формами и декором.

Но начинать надо с выбор сюжета.

Выбор сюжета

Проектирование любого ландшафта должно быть подчинено четко сформулированной внутренней идее. Сейчас это актуально, как никогда для создания и озеленения таких объектов, как аквапарк, загородные рестораны и клубы, крупные фирмы, яхтклубы, коттеджные поселки, клубные дома, городские парки и скверы. Также это важно для озеленения благоустройства частных усадеб, так как современный заказчик предъявляет особые требования к качеству благоустройства, ему уже недостаточно перед домом иметь просто газон, туи и ели.

Целостность проектируемой композиции сохраняется только тогда, когда смена пейзажных картин представляет собой не просто случайный набор видов, а является сюжетной основой, предназначенной для «чтения» при движении от одной картины к другой. В наиболее знаменитых историко-культурных ландшафтах последовательность пейзажей тщательно продумывалась, увязывалась с маршрутом прогулок, внешним природным окружением. Между особенно эффектными видами вводились пейзажные паузы, чтобы дать посетителю эмоциональную передышку, а затем удивить вновь открывающимися выразительными панорамами. Этот прием логического построения смены картин позволяет избежать однообразия и создать постоянную смену впечатлений, благодаря чему возникает неослабевающий интерес к прогулке. К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на кажущееся обилие специалистов в области ландшафтного дизайна, сейчас это искусство нюансов почти утеряно.

Организация пространства

Любой ландшафт представляет собой объемно-пространственную структуру, которая состоит из следующих взаимосвязанных элементов:

Композиционные сочетания этих элементов определяют пространственный характер того или иного пейзажа.

Как отмечал «отец нового садоводства» У. Кент, пространственность, а также контраст света и тени являются наиболее важными в ландшафтном проектировании.


Многоплановость композиции подчеркивает садовый пруд

Г. Рептон установил правила построения пространственных планов. Чтобы привлечь внимание к композиционному центру проектируемого пейзажа, необходимо создать определенную глубину перспективы. Этой цели служат следующие элементы многоплановой перспективы:

  1. Точка обзора и первый пространственный план. Основные элементы первого плана служат своеобразным обрамлением главной пейзажной картины. Глубиной первого плана должна быть удвоенная (или утроенная) высота самого высокого объекта. Например, дерево своеобразным обрамлением главной пейзажной картины имеет высоту 10 м, следовательно, оптимальным расстоянием для его наилучшего обзора будет 20 м.
  2. Промежуточный средний план. Он влияет на степень открытости или закрытости вида. Поэтому в зависимости от поставленной задачи, его могут формировать густые куртины деревьев и кустарников, поляна, склоны речной долины над водной поверхностью и др.
  3. Задний план и фокус композиции, на который и направляется перспектива. Фокус композиции — это самый выразительный элемент многопланового ландшафта, концентрирующий на себе внимание зрителя. В зависимости от масштабов композиции фокусом перспективы могут быть: декоративная группа деревьев, солитер, водоем, водопад, архитектурное сооружение или же ландшафтный фон — теряющаяся в дымке бескрайняя водная гладь, вершины холмов и др.

Соотношение глубины пространства между планами выражается пропорцией 1:2:4. Например, высота дерева 10 м, следовательно, глубина первого плана 20 м, среднего — 40 м, заднего — 80 м. Причем каждый из основных пространственных планов может представлять серию более мелких нюансных планов, которые различаются в процессе их более внимательного рассмотрения (Николаевская 3. А., 1989, с.58).

При создании планировочной композиции ландшафта важен учет закономерностей его зрительного восприятия. К ним относятся:

  • величина угла зрения на объект или пейзаж;
  • закон линейной перспективы (взаимосвязь видимой величины предмета и его удаленности);
  • закон воздушной перспективы (ослабление четкости контуров и окраски предметов по мере их удаления). Знание и применение законов перспективы особенно необходимо при создании панорам с дальними видами и большими открытыми пространствами.

Пространственный ландшафтный дизайн.

В данном случае мы подразумеваем положение предметов относительно друг друга и по отношению к наблюдателю. Располагая предметы в пространстве, мы можем получить фронтальную, объемную или глубинно–пространственную композицию. Восприятие глубинно–пространственной композиции определяется посредством линейной и воздушной перспективы.

Закон линейной перспективы.

Благодаря тому, что кажущаяся величина предмета уменьшается по мере его удаления от наблюдателя — закон линейной перспективы, существует возможность зрительно видоизменять пространство ландшафта в целом и размеры его отдельных элементов. Например, открытая, ровная и постепенно поднимающаяся поверхность кажется более обширной, а понижающаяся, наоборот, меньше своего размера. Также и низкие берега водоемов, особенно если они не имеют густой растительности, способствуют визуальному расширению водного пространства.

Как правило, предметы выглядят лучше, если расположены либо на горизонтальной поверхности, либо


Наиболее яркие цвета
в цветочном миксбордере

на поверхности с небольшим подъемом. Но некоторые объекты проектирования наиболее интересны при рассмотрении их сверху или снизу. В частности, планировочные элементы ландшафта (водоемы, лужайки и др.) наиболее благоприятное впечатление производят при рассмотрении их сверху, а некоторые объемные элементы (например, деревья с пирамидальной, плакучей или ажурной формой кроны) выглядят наиболее эффектно на фоне неба, поэтому на них лучше смотреть снизу. С учетом этого должна меняться и предполагаемая точка обзора: в первом случае — со склона холма, террасы и т.п., а во втором случае — с более низкого участка.

Кроме того, расстояние между зрителем и отдаленным предметом оптически сокращается, если скрыть лежащую между ними местность (кулисами кустарников, понижением рельефа и т.д.). Это происходит потому, что глаз наблюдателя в данном случае не имеет масштаба для сравнения, поэтому интересный пейзаж окружающей местности будет зрительно включаться в культурный ландшафт. В китайском и японском садово-парковом искусстве этот прием назывался «прием заимствованного пейзажа» (Голо-сова Е. В., 2002; Кетчел Р., 2002; Малявин В. В., 1997).

Закон воздушной перспективы

В ландшафтном проектировании имеет большое значение закон воздушной перспективы. Чем дальше от наблюдателя располагается предмет, тем больше смягчаются его окраска и очертания. Поэтому, если возникает необходимость оптически увеличить глубину пространства, задуманное можно успешно осуществить, например, с помощью соответствующего подбора растительности. В частности, использование на значительном удалении от зрителя древесно-кустарниковой растительности с мягкими очертаниями крон и с синеватым оттенком листвы или хвои значительно усилит впечатление глубины пейзажа. И наоборот, проектирование насаждений с серебристой, пестролистной и светлоокрашенной листвой на переднем плане будет оптически приближать их к наблюдателю.

Ландшафтный дизайн — выбор сочетания цветов

При выборе цветовой гаммы необходимо учитывать время года, возрастные изменения растений, колорит цветников.

Летом, весной и осенью цветовая гамма растений определяется окраской листьев, цветов, плодов, стволов и ветвей. А зимой только из окраски ствола и ветвей. Фоном для деревьев могут служить цветники, газоны, водоемы.

Цвет и свет.

Цвет в ландшафте и солнечное освещение тесно взаимосвязаны. Изменение освещения в течение дня влияет на свойства цвета, эффект сочетания отдельных тонов, а также на восприятие пространства.

Цвет и свет в ландшафте

В частности, красный цвет при ярком дневном освещении выступает вперед, приближается, при сумеречном — служит фоном и создает впечатление глубины. Желтый цвет приподнимает поверхность, и она кажется более обширной. Давно замечено, что белый и желтый распространяются на более темные цвета, расположенные рядом, зрительно уменьшая их размеры, а голубой — при дневном освещении удаляет предмет (поэтому его часто используют для оптического расширения небольших участков). При сумеречном цвете темно-синий, фиолетовый и черный цвета уменьшают объект. Зеленый цвет самый спокойный, однако не следует забывать, что в больших пространствах зеленого цвета человек также себя чувствует некомфортно, постоянно пытаясь отыскать взглядом какой-либо элемент другого цвета. В данном случае внесение цветового пятна, эффекта светотени может оживить однообразный зеленый тон и структуру пейзажа.

Композиция в ландшафтном дизайне

«Композиция» в переводе с латинского языка обозначает «связь, соединение». Мы же подразумеваем под композицией расположение различных форм в пространстве в сочетании друг с другом, при котором создается единое целое. Для того, чтобы выстроить композицию, необходимо учитывать геометрический вид, величину, массу, фактуру, расположение, свет, цвет и светотень объектов. Сюда также входят: единство, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы.

Важнейшими композиционными приемами ландшафтного проектирования являются ритм, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс.

Ритм. Примером ритмического повторения отдельных элементов и расстояний между ними могут служить аллейные посадки. Устойчивое впечатление ритма формируется при повторении элементов не менее 4—6 раз, но до определенного предела, поскольку может возникнуть ощущение монотонности восприятия. Чтобы избежать эмоционального утомления, в ритмические построения включают скульптуру, цветники, фонтаны, чередуют группами различные виды деревьев и кустарников (например, три пирамидальные ели и пять кустов сирени).

Контраст представляет собой сильно выраженное различие объектов по одной или нескольким

Уголок отдыха оформлен
ритмическим рядом садовых вазонов

характеристикам — по форме, цвету, открытости и закрытости пространства, свету и тени и т.д. В целях усиления создаваемого впечатления может одновременно использоваться несколько контрастных признаков, но следует помнить, что при контрастном сопоставлении противоположные свойства каждого объекта выступают значительно рельефнее, поэтому контраст не должен быть слишком резким и частым.

Приведем пример контрастного сочетания двух пород деревьев по форме кроны, ее плотности и сезонной цветовой гамме листвы (хвои), а также по цвету коры стволов (табл. 1), которые могут использоваться для создания группы. Тем не менее следует помнить, что если это сочетание в ландшафте будет встречаться часто, то выразительность такой группы будет значительно снижена.

Существуют также и последовательные контрасты. Они возникают во время движения, и поэтому впечатление от ландшафта в значительной мере зависит от предшествующих впечатлений. Например, после замкнутого пространства темного ельника открытая солнечная местность покажется еше более радостной и светлой и т.д.

Нюанс. В построении ландшафтной композиции обязательно сочетание контраста и нюанса. Нюанс представляет собой тонкий переход, едва уловимое отличие форм, красок, пространств. Нюансные соотношения предназначены для наблюдения с очень близких расстояний, поэтому они требуют очень тщательной проработки. Чаще всего в ландшафтных композициях используются цветовые нюансы, например, в древесной группе могут применяться породы, контрастные по ряду признаков (форма кроны), но с нюансными оттенками — схожесть по плотности кроны и сезонной окраске листвы (табл. 2).

Симметрия и асимметрия. Гармония и равновесие в ландшафтной композиции могут быть достигнуты в результате использования двух приемов — симметрии и асимметрии. При асимметричном композиционном решении (свойственном пейзажному направлению) формируется так называемое динамическое равновесие, когда объекты, разные по своему колориту, величине и форме (пространственной, объемной, плоскостной), размещаются таким образом, что создается впечатление гармонии.

Иными словами, динамическое равновесие асимметричной композиции при обзоре должно создавать впечатление, что сумма элементов ландшафтной картины по одну сторону направления луча зрения (водоемов, групп деревьев, солитеров, их цвета, освещенности и др.) уравновешивается соответствующей суммой контрастных элементов с другой стороны.

Для симметричной планировки характерны внесение упорядоченности, строгости; четкое осевое деление территории, где одинаковые основные элементы композиции, а также их более мелкие части и детали располагаются на равном удалении от главной осевой перспективы, что создает впечатление торжественности.

Любопытно отметить, что в эпоху расцвета стиля барокко и даже французского классицизма делались отклонения от строгости геометричной планировки для того, чтобы добиться еще большего разнообразия паркового ландшафта. Как ранее отмечалось, особенно заметно это было в России. Вопрос взаимоотношений симметрии и асимметрии в садово-парковом искусстве очень деликатен, ему свойственны тонкие, трудноуловимые грани переходов, подчиненные принципам гармонии и разнообразия.

Сочетание расстений с камнями — природными элементами ландшафта

Самым обстоятельным образом отвечает на этот вопрос ученик французского ландшафтного архитектора Ж. Б. Леблона-д’Аржанвиль, поэтому трудно удержаться от цитирования его высказывания: «…Планируя сад и распределяя его отдельные части, следует всегда заботиться о том, чтобы они были противопоставлены друг другу, как, например, лесок — партеру или булингрину, и ни в коем случае не размещать весь лес по одну сторону, а все партеры — по другую. Не следует также размещать булингрин против бассейна, так как тем самым мы помещаем одно углубление симметрично другому, чего следует избегать, а помещаем склон холма напротив свободного пространства и высокие сооружения против плоских, чтобы создавать тем разнообразие.

Разнообразия следует всегда добиваться не только в генеральном плане сада, но и в деталях, так что если две рощицы находятся со стороны партера и хотя их внешние формы и размеры одинаковы, то для разнообразия вы не должны повторять их рисунок, но каждую должны сделать так, чтобы они различались внутри, так как было бы крайне неприятно, если бы вы увидели одну рощу, а в другой ничто не пробудило бы вашего любопытства, чтобы осмотреть ее. Такой сад с повторениями будет не более чем половиной своего плана, разнообразие плана будет уменьшено вдвое, тогда как величайшая красота садов состоит в их разнообразии.

Так же точно следует разнообразить каждую часть каждого куска. Если пруд круглый, то дорожка, которая его окружает, должна быть ортогональной (восьмиугольной), и то же самое следует заметить о каждой лужайке или булингрине, которые расположены посредине рощи. Одинаковые сооружения не должны быть расположены по обеим сторонам центральной оси за исключением открытых мест, где взор может охватить их разом.

Можно сделать сравнительный анализ композиционного построения архитектуры зданий и архитектуры ландшафта. Композиция зданий – статична, элементы зданий не перемещаются в пространстве, не меняют цвет и структуру с изменением времен года в отличии от композиции ландшафтных садов и парков, где происходят эти постоянные динамические изменения. Поэтому, композиционное построение ландшафтных объектов я считаю более сложным. Доказательством и образцом сложности композиционного построения ландшафта являются японские сады, гармоничность их структур не изменяется и не теряет своих качеств во все времена года. Многим ландшафтным дизайнерам не удается создать или повторить японские шедевры, даже многим специалистам из Востока.

Ландшафтный дизайн и соотношение геометрических форм.

Структура листвы расстений — важный
элемент в ландшафтном дизайне

Природой не создано четких геометрических линий, они – изобретение человека. Каждый природный элемент тесно связан с какой-либо геометрической формой. Посмотрите на кроны деревьев! Все они имеют различную форму, но каждую из них можно представить в виде шара, конуса, пирамиды и т. д. Низкорослые кустарники, цветники и травы имеют плоскостную форму. Линейной формой обладают дорожки и бордюры.

Соотношение величин форм в ландшафтном дизайне

При выборе деревьев и кустарников для сада мы основываемся на контрастах: большой — маленький, высокий — низкий, конусовидный — шарообразный и т.д. Например, прямые дорожки прекрасно смотрятся в сочетании с круглыми клумбами цветников. При планировании дизайна участка не стоит использовать большое количество различных элементов, для достижения разнообразия лучше использовать закон масштабирования.

Геометрические формы интересны в проектировании дорожек, бордюров, газонов. В центре композиции необходимо расположить что-нибудь оригинальное, например, необыкновенной формы дерево, яркий цветник, устроенный в клумбе или кадке. Подстриженные деревья и кустарники будут хорошо смотреться по углам цветника квадратной и прямоугольной формы или в конце дорожек.

Использование фактуры в ландшафтном дизайне

Приемы сценографии и режиссуры в построении ландшафта

Применяя прием сценографического построения ландшафта можно создать вокруг здания или сооружения свой особый мир. Кто-то любит классический регулярный сад, а кто-то хочет видеть вокруг себя таинственно сад, окунающий человека в романтику средневековья или иных прошлых столетий, а кто-то хочет каждый день гулять в японском саду. Ну, а если мы создадим зеленые кулисы на пути прогулочных дорожек, то приемы сценографии помогут открывать пространство сада постепенно, показывая нам все новые и новые виды и картины.

Создавая сады и парки с соблюдением всех законов ландшафтного дизайна, мы можем изменить ощущение пространства и времени.

Динамика и статика в ландшафте

Одним из особенностей в садово-парковой архитектуре является создание динамических и статических композиций. Хотя, по сути ландшафт всегда динамичен во времени. Но, создавая пейзажные панорамы, мы можем «нарисовать тихое умиротворение», или добавить динамику бурного потока, извилистого ручья или многоярусного водопада. Легко создать динамическую «картинку» на участке с рельефом или большим перепадом высот. Очень важно умело сочетать динамические и статические элементы в садах и парках.