Ремонт шифера – чем заделать дырки и трещины?

Прежде чем заделать дыры в шифере на крыше необходимо ознакомиться с разными доступными вариантами, с помощью которых можно осуществить устранение этих и других повреждений, к примеру, трещин, благодаря чему кровельный материал при качественно выполненном ремонте сумеет прослужить еще достаточно длительное время до частичной или полной замены листов.

По каким причинам образуются трещины и дыры в шифере

Для правильного подбора метода, при помощи которого будут производиться ремонтные работы предварительно необходимо выяснить, что стало причиной появления повреждений. Благодаря этому удастся выполнить заделку дыр в кровельном материале таким образом, чтобы через небольшой временной промежуток данный недочет повторно не возник.

Ввиду достаточно высокой хрупкости шифера его повреждение происходит по ряду следующих многочисленных причин:

  • Ударные нагрузки. Причина заключается в неаккуратной ходьбе по крыше.
  • Технологический брак. Во время производства материала гидратация цементной основы осуществляется в условиях недостаточной влаги, из-за чего шифер не приобретает оптимального уровня прочности. В итоге такие листы с легкостью покрываются трещинами даже под воздействием незначительных нагрузок, а проведение ремонтных работ в подобных ситуациях является бессмысленным.
  • Длительный период эксплуатации. В основном срок службы кровельного материала относительно небольшой и достигает лишь 10-12 лет, по истечении которых на его поверхности начинают возникать трещины и другие повреждения.
  • Неаккуратная транспортировка и хранение. Дефекты из-за этого не всегда можно выявить изначально, но зато они становятся хорошо заметными при ходьбе по уложенным листам шифера на кровли. Во избежание образования повреждений шифера следует соблюдать осторожность не только при укладке, но и на протяжении всего времени сопутствующему этому процессу (при перевозке и хранении до проведения монтажных работ).
  • Неверно уложенное покрытие. В такой ситуации проблемы могут возникнуть, если волны листа частично находятся на крыше без опоры на рейку. В итоге при данном способе монтажа образование трещины может произойти при неаккуратной ходьбе по кровельному материалу или при падении на его поверхность тяжелого инструмента и веток рядом расположенных деревьев.
  • Применение неподходящих крепежных элементов. К числу достаточно частых ошибок относится использование для фиксации кровельного материала обыкновенных гвоздей без наличия резиновых прокладок. Помимо этого повреждения появляются в случаях, если укладывать шифер без предварительного сверления отверстий в сухих листах под забиваемые крепежи. Без их проделывания перед вбиванием гвоздей в покрытии могут возникнуть очень продолговатые по длине и опасные трещины, а также дыры небольших размеров.

Обратите внимание! Во избежание возможного повреждения шифера при сезонном расширении металла, отверстия в нем необходимо делать немного больших размеров, чем используемые крепежные элементы. Сильно увеличивать их не следует, чтобы не затекала вода во время осадков, дополнительную защиту от которой и обеспечивают именно резиновые прокладки.

  • Неподходящий угол наклона крыши. В результате укладки шифера на такую кровлю можно наблюдать застаивание воды.
  • Шероховатая поверхность материала. По этой причине на шифере регулярно происходит скопление снега в зимний период времени. Под влиянием теплых солнечных лучей весной снежный покров начинает таять, и в итоге вода стекает вниз. Над карнизом крыша всегда является более холодной, таяние снега происходит не очень быстро и стекающая жидкость повторно превращается в лед, под воздействием которого шифер медленно подвергается разрушению.
  • Резкие перепады температуры. Из-за них материал начинает приобретать микротрещины.
  • Выполнение раскроя листов при недостаточных познаниях и опыте. Сложнее всего резать шифер в ситуациях, когда доводится осуществлять проведение работ близко к краю или крайней волне, а также при проделывании отверстия для трубы. В таком случае совершить заделывание дыр в кровельном материале от последнего фактора можно исключительно в ходе монтажа двойной латки.

Обратите внимание! При предельно аккуратном обращении с шифером можно существенно сократить вероятность возникновения трещин и дыр, для устранения которых потребуется производить ремонтные работы или и вовсе совершать замену листов.

Помимо этого достаточно часто трещины в шифере появляются по причине несоблюдения технологии производства материала на разных этапах:

  • В ходе готовки раствора добавляется меньшее количество цемента, чем требуется.
  • Изготовление в кустарных условиях без применения качественного оборудования и ряда других нюансов.
  • Использование коротких асбестовых волокон.
  • Некачественно выполненная обработка готовых листов шифера.

Во избежание приобретения низкосортного кровельного материала лучше всего отдавать предпочтение продукции положительно зарекомендовавших себя на рынке изготовителей.

Методы выявления дефектов шифера

В отличие от крупных дыр визуально определить мелкие отверстия или трещины на поверхности этого кровельного материала достаточно трудно, если сравнивать с тем же профнастилом, но контролировать срок эксплуатации все же требуется, ввиду чего необходимо выполнять периодический осмотр уложенного на крыше шифера, обращая внимание на определенный нюанс.

Одним из признаков повреждений у крыши является наличие запаха влаги на чердаке. Если он ощущается, то нарушение целостности шифера все же есть. Этот эффект возникает из-за небольших трещин в листах, через которые вода из выпавших снаружи здания осадков проникает на стропила и теплоизоляционный материал. В итоге утеплитель и выполненные из древесины элементы наполняются влагой, что приводит к их порче, после чего появляется потребность в проведении ремонта.

Для выявления дефекта на начальной стадии нужно осуществлять осмотр чердачного помещения после каждого прошедшего дождя для проверки состояния крыши.

Чем заделать дыры в шифере и трещины

Перед проведением любых ремонтных работ предварительно необходимо осуществить очищение поверхности от мусора и мха, а после этого сполоснуть ее сильной струей воды. Чтобы же определиться с тем, чем заделать дыры и другие повреждения нужно рассмотреть подходящие для данной задачи материалы и способ их применения более подробно для выяснения основных особенностей.

Бетонный раствор

Один из самых доступных решений, с помощью которого можно произвести заделывание дыр любого размера. Приготовление бетонного раствора следует совершать из сухого цемента и просеянного песка в соотношении 1:2, что требуется заливать водой и тщательно перемешивать до момента придания смеси необходимой консистенции. Материалы недорогие по стоимости и готовка состава из них не занимает много времени.

Для проведения ремонтных работ надо выполнить подготовку деревянного короба опалубки, которую можно соорудить в форме кольца из полосы протектора старой автомобильной камеры. Дальше подвергнувшийся повреждению или с наличием дыры участок необходимо аккуратно обрезать по размеру таким образом, чтобы сделанный каркас удалось завести под шифер и зафиксировать.

Затем нужно выполнить заливку бетонного раствора и уложить латку из более крупного куска шиферного листа на дыру. В некоторых случаях края такой заплатки окрашиваются посредством масляной или резиновой краски.

Водонепроницаемая бутил-каучуковая лента

Она используется крайне часто ввиду своей высокой эластичности, благодаря которой можно выполнить заделывание практически любой трещины не только на шифере, но даже присутствующей на водопроводе или балконном стекле.

Выпуск ленты совершается в мотках, напоминающих скотчи, но в отличие от них изделия на основе бутилкаучука имеют более значительную крепость и крупную степень адгезии. Образовавшиеся на шифере трещины с ее использованием достаточно легко устранить, уделив этому небольшое количество времени.

Ввиду того что бутил-каучуковая лента выполнена из нетканого материала при необходимости сделанную из нее заплатку с легкостью окрасить в требуемый цвет. Само же ее использование требуется совершать следующим образом:

  1. Первоначально перед ремонтом участок шифера надо обработать бензином для обезжиривания.
  2. Дальше нужно отрезать кусок ленты оптимальной протяженности, снять защитную оболочку и произвести ее приклеивание к месту с наличием повреждения. Таким способом следует произвести нанесение в несколько слоев.
  3. После этого можно выполнить окрашивание, чтобы отремонтированный участок не выделялся на общем фоне.

При подходящих условиях оклеиваемое место требуется промазать акриловой краской или любым нитроклеем. Приставание бутилкаучука к гладкой поверхности происходит легко в отличие от шероховатого покрытия, выполненного из асбестоцемента, от которого лента способна отклеиться при выпадении первых осадков, ввиду чего края трещины надо вскрывать красящей смесью до ее приклеивания.

Помимо этого для латания дыр и трещин применяются готовые бутиловые заплатки, а также серпянка, придающая шпатлеванному стыку листов дополнительную прочность. Для этого участок с повреждением первым делом необходимо поначалу обработать слоем битума, дальше приклеить серпянку, а после повторно пройти данное место битумом.

Самодельная и готовая битумная мастика

До поступления в продажу предназначенных для ремонта клеевых и полимерных материалов для устранения всех подобных повреждений кровли из шифера во многих случаях применялись битум и рубероид. Битумные мастики не являются самым качественным вариантом, но им все так же часто отдается предпочтение и сегодня, поскольку они отличаются простотой использования, стоят недорого и перед их нанесением не требуется совершать особых подготовительных мероприятий.

Если же предстоит сделать собственноручное приготовление смеси, то действия требуется осуществлять в следующей последовательности:

  1. Выйти на улицу и разжечь костер, а затем по его бокам положить два кирпича.
  2. Нужно взять старое ведро и положить в него кусок битума.
  3. Дальше изделие следует поставить на костер и перемешивать его содержимое, чтобы избежать возгорания.

При выполнении работ при температуре ниже 0°C в битум нужно добавлять 10% отработки для придания составу большей эластичности, и чтобы исключить вероятность образования трещин на мастике.

Важно! Ремонт шифера лучше осуществлять с применением готовым жидких мастик на основе битума.

При растапливании смол и данного материала, что находится в твердом состоянии необходимо соблюдать предельную аккуратность, поскольку при нагреве шифер способен не только увеличиться в габаритах, но и расколоться.

Посредством битумной мастики комфортно выполнять накладывание ремонтных латок. Для заделки же образовавшейся дыры в шифере на поверхности кровли требуется совершить следующие действия:

  1. Первоначально необходимо осуществить вырезание из листа ремонтного шифера заплатки прямоугольной формы.
  2. Далее требуется выполнить обработку краев дыры на кровле, а с изнанки поверхность латки вскрыть праймером и в один слой мастикой.
  3. После просыхания приготовленных материалов следует произвести повторное нанесение битумной гидроизоляции и совершить укладку заплатки в области дыры.

При достаточно крупном угле наклона ската латку из шифера к поверхности крыши или рядом расположенной опоре приходится закреплять с использованием проволоки. Спустя несколько дней швы следует еще раз обработать мастикой. Посредством этой смеси и мелких кусков шифера можно также довольно легко выполнить устранение лишних отверстий от гвоздей в кровельном материале, но в данном случае работы требуется производить с изнанки до его монтажа на крышу дома.

Обратите внимание! Заделывание повреждений с использованием разных замазок помогает лишь в течение некоторого времени. Недостаток в таком случае заключается в том, что шифер обладает незначительной податливостью к расширению, а данные составы имеют абсолютно иной коэффициент. По этой причине спустя несколько циклов перепадов температуры протечки вновь появляются на отремонтированных участках, в результате чего на порядок легче и надежнее выполнить замену поврежденного листа.

Цементно-асбестовый раствор с ПВА

С помощью асбеста и цемента производить заделывание дыр на крыше из шифера наиболее оптимально относительно структуры кровельного материала, но этот способ является не только устаревшим, но и небезопасным, поскольку в ходе работ требуется взаимодействовать с хризотиловым волокном. Даже при этом данный вариант сегодня является весьма популярным, поскольку не имеет аналогов, которые способны обеспечить такой же длительный период эксплуатации после нанесения.

Приготовление асбестоцементной смеси необходимо производить следующим образом:

  1. Первым делом нужно взять готовый асбест. Если такого приобрести не удалось, то следует натереть при помощи терки кусок шифера.

Обратите внимание! При проведении работ в обязательном порядке требуется обеспечивать защиту дыхательных путей, совершая одевание респиратора.

  1. Далее надо взять металлическую емкость, к примеру, оцинкованное ведро, в котором требуется выполнить предварительное замачивание асбестового волокна не меньше чем на 24 часа. На 5 л воды следует брать 3-4 кг материала. Спустя сутки волокно приобретает вид гелеобразной субстанции.
  2. К получившейся смеси из асбеста необходимо добавить около 2-3 кг цемента марки 400. Соотношение между ними должно быть 3:2.
  3. Следом за этим надо добавить отдельно сделанный состав из клея ПВА и воды в одинаковых пропорциях. После смешивания в конечном результате смесь должна приобрести консистенцию сметаны.

После этого раствор является готовым к применению. Перед нанесением важно лишь совершить очистку и просушивание поверхности. Замазывание трещин и дыр на шифере посредством смеси выполнить достаточно легко, для чего нужно лишь осуществить обработку поврежденных участков ее небольшим количеством и покрыть составом из ПВА и воды в пропорциях 1:3. После этого места с повреждениями нужно заделать еще двумя слоями раствора.

По завершении все области подвергнувшиеся ремонту на несколько дней следует закрыть при помощи пленки, которая обезопасит нанесенный на крышу состав от ветра и осадков до его полноценного застывания. После высыхания смесь приобретает вид заплатки, что по своим свойствам напоминает шифер. Именно по этой причине асбестоцемент применяется при проведении ремонтных работ на кровлях, что имеют значительные повреждения.

Влагостойкий нитроцеллюлозный клей

Отдавать ему предпочтение оптимально при потребности совершить заделывание трещин, которые образовались на поверхности листов прямо над деревянной планкой каркаса. Посредством качественного клеевого состава можно осуществить устранение повреждения на шифере быстрее с меньшими затратами в сравнении с более дорогостоящим бутилкаучуком. Для ремонтных работ клей следует разделить надвое:

  • Первую половину нужно разбавить ацетоном до состояния жидкости.
  • В оставшуюся часть требуется добавить стружку и пыль из шифера, которую можно получить при разрезании кровельного материала посредством болгарки.

Жидким составом следует несколько раз произвести вскрытие трещины, подсушить и наложить на поврежденный участок густую смесь, а затем надо выполнить наклеивание куска строительного скотча. Аналогичным образом можно заделывать все дефекты в листах шифера на кровли, если их размеры не больше нескольких сантиметров.

Полиуретановая пена и эпоксидная смола

С помощью строительного пенополиуретана достаточно просто выполнить заделывание разных повреждений, в том числе и дыр. Если при небрежном обращении возникли сквозные проломы или тем более отверстия, то посредством этого состава можно быстро и крепко зафиксировать кусок шифера почти любых габаритов.

Применять пену крайне легко. Дыру или поврежденный участок с крупной трещиной следует увлажнить водой снаружи крыши, а также в пространстве под кровельным материалом. Следом за этим необходимо нанести требуемое количество смеси с изнанки шифера, чтобы возникшее покрытие из пены закрепило бока отверстия. По истечении 30 минут можно обезопасить отремонтированное место заплаткой. В качестве клеевого состава можно также применять полиуретан.

Обратите внимание! Эпоксидная смола является более подходящим средством для ремонта шифера, поскольку она на порядок лучше переносит воздействие ультрафиолетовых лучей, чем полиуретан.

Для тонких трещин пена не является самым подходящим решением, поскольку она обладает для этого достаточно значительной вязкостью. Для данной задачи оптимально использовать эпоксидную смолу. Перед применением в нее необходимо лишь добавить разбавитель, который обеспечит лучшее проникание клеевой смеси в трещину. После нанесения состава в области трещины в обязательном порядке требуется выполнить фиксацию заплатки из пленки или тонкой фольги.

Некоторые мастера также прибегают к трехслойному способу, который состоит из следующих этапов:

  1. Первым делом нужно произвести очищение и обезжиривание ремонтируемой области.
  2. Следом за этим необходимо обработать повреждение монтажной пеной.
  3. После полного высыхания следует совершить нанесение герметика.
  4. По окончании застывания предыдущего состава можно приступать к обработке ремонтируемого места смолой.

Заплатка из жести

Прибегать к этому способу оптимально, если требуется заделать крупные дыры и трещины в крыше из шифера. Действия в данном случае необходимо совершать следующим образом:

  1. Первоначально надо произвести вырезание жестяной заплатки, которую требуется свернуть в трубочку.
  2. Следом ее необходимо затолкнуть в дыру таким способом, чтобы в дальнейшем в середине удалось выполнить отверстие.
  3. После его проделывания в нем следует установить болт с использованием прокладки и выполнить прижимание.
  4. В завершение оставшиеся зазоры нужно залить строительным герметиком.

К ремонту шифера с применением этого способа необходимо относиться предельно ответственно, поскольку если заплатка не будет способна полноценно предотвратить проникновение даже незначительного объема воды, то по истечении некоторого периода времени от ее воздействия стропила станут полностью непригодными.

Влагостойкий клей

Данный вариант отлично подходит для заделки отверстий. Применение таких составов можно осуществлять исключительно на идеально очищенной поверхности, ввиду чего перед заделкой ими шифер необходимо обильно промыть водой с использованием жесткой щетки. После высыхания кровельного материала каждую дыру следует заклеить таким куском плотной ткани, чтобы границы заготовки выходили за ее пределы где-то на 3-4 см, для чего предварительно нужно нанести влагостойкий клей на латку.

Поверх приклеенного материала необходимо произвести повторное нанесение слоя смеси. Следом за этим с обратной стороны требуется выполнить заполнение дыры бетонным раствором. По завершении застывания смеси можно приступать к приклеиванию второй заплатки. После этого в конце трещины надо просверлить отверстие и заполнить его посредством эластичного герметика.

Алюминиевая фольга

С ее помощью можно выполнить устранение трещин. Для их заделывания в данном случае необходима обыкновенная алюминиевая фольга, а сами работы нужно совершать следующим образом:

  1. Сначала с листов требуется снять прежний крепежный элемент.
  2. Далее следует выполнить закругление углов заплатки.
  3. Фольгу надо зафиксировать и прижать посредством самореза.

Обратите внимание! Если кровельный материал цветной, то заплатку необходимо дополнительно вскрыть краской аналогичного оттенка.

Олифа с мелом

Старый народный метод, с помощью которого на протяжении долгого времени осуществляется заделывание щелей в стенах сооружений и оконных рам, для чего оба компонента заранее перемешиваются и доводятся до состояния пасты. Для повышения качества, которое изначально недостаточно высокое, в смесь дополнительно следует добавлять цемент, казеиновый клей или масляную краску. Помимо этого приготовленный аналогичным способом состав из мела и олифы можно применять для устранения трещин в листах шифера.

Единственное преимущество данной смеси заключается в том, что ей комфортно совершать обработку щелей между листами из асбестоцемента и деревянными брусьями. К обоим материалам состав фиксируется одинаково хорошо и спустя сутки после нанесения его твердость доходит до уровня прочности камня.

Готовые шпаклевочные смеси

При проведении ремонта крыши из шифера, что имеет трещины или дыры можно использовать готовые шпаклевки, в составе которых присутствуют гидроизоляционные материалы. Оптимальным вариантом являются полиэфирные, эпоксидные и акриловые смеси. Шпаклевки же на основе модифицированной целлюлозы и вододисперсионных полимеров для таких повреждений не подходят по причине низкой устойчивости к сырости и колебаниям температуры. Работы с применением подходящих составов требуется совершать в следующей последовательности:

  1. Изначально нужно выполнить тщательную очистку поверхности.
  2. Следом за этим кровельный материал необходимо обезжирить, используя растворитель или ацетон, а после этого дождаться его полноценного высыхания.
  3. Дальше требуется развести грунтовку до жидкого состояния и обработать ею ремонтируемую поверхность.
  4. После впитывания состава можно приступать к нанесению шпаклевки обыкновенным шпателем или при помощи специального пистолета.
  5. Спустя 6 часов обработанный участок следует накрыть стеклотканью и поверх нее выполнить нанесение еще 1 слоя шпаклевочной смеси.

Важно! Чтобы добиться качественного результата проведение ремонта желательно осуществлять в сухую и пасмурную погоду, благодаря чему используемый состав высохнет не спеша должным образом при благоприятных для этого условиях.

Ремонт шиферной крыши при помощи мягкого рулонного покрытия

Это один из самых простых и надежных способов восстановления герметичности шиферной крыши. Современные кровельные рулонные материалы изготавливаются на основе модифицированного битума, который не боится не только перепадов температур от плюсовых к минусовым, но и очень устойчив к жесткому ультрафиолетовому облучению. А именно оно является главным врагом битума, под воздействием УФ-лучей он теряет пластичность, трескается и дает протечки. Модифицированный битум не изменяет первоначальных характеристик в течение двадцати лет, этого времени вполне достаточно для отремонтированной шиферной кровли.

Техноэласт ТЕРМО

Для проведения работ надо иметь кусок мягкой кровли соответствующего размера, газовый баллончик с горелкой и острый монтажный нож.

Практический совет. Трещины бывают в верхней и нижней части шиферной волны. Если они в верхней части, то можно не ремонтировать, протечек из-за них нет. Наоборот, во время ремонта можно еще больше повредить листы.

Шаг 1. Очистите прилегающую к повреждениям поверхность шифера от пыли и грязи. Рекомендуется пользоваться металлической щеткой, она уберет тонкий верхний слой шифера. Этот тонкий слой уже начал терять прочность, лучше его удалить, заплатка будет намного крепче держаться.

Предварительно нужно очистить шифер

Шаг 2. С учетом размеров проблемного места отрежьте кусок мягкой кровли. Конкретная марка не имеет значения, в настоящее время отечественные производители кровельных материалов используют импортный битум, а это гарантирует высокое качество. Размер заплатки должен примерно на пять сантиметров превышать параметры дырки.

Заплатка. Материал «Техноэласт» от «Технониколь»

Шаг 3. Разогрейте горелкой шифер вокруг пробоины, это улучшит адгезию материалов и удалит влагу.

Разогрев шифера

Шаг 4. Нагрейте мягкую кровлю. Греть надо до тех пор, пока битум не станет жидким по всей поверхности. Важно не перегревать его, из-за очень высокой температуры он может закипеть или воспламениться.

Прогрев наплавляемого материала

Шаг 5. Быстро уложите заплатку на свое место и сильно прижмите. Прижимать можно руками, но обязательно в рукавицах.

Заплатку прижимают к шиферу

Попробуйте его на отрыв, если приклеивание слабое, то приподнимите край и повторно грейте заплатку и шифер, по мере готовности прижимайте.

Повторный нагрев при необходимости

Важно. Самое большое внимание уделяйте месту примыкания верхней части заплатки, именно здесь могут появляться повторные протечки. Не спешите, работайте очень внимательно и аккуратно.

Мягкая кровля должна точно повторять рельеф поверхности листов. Они имеют небольшие желобки, битум должен заполнить их по всей глубине. Если температура нагрева правильная, то по периметру заплатки должен немного выдавливаться битум. Такая заплатка может стоять несколько лет, точное время зависит от вашего профессионализма.

Заплатка на шиферной крыше

Цены на различные виды газовых горелок и паяльных ламп

Газовые горелки и паяльные лампы

Ремонт шиферной крыши мастикой

Протекающая шиферная крыша

Это метод не требует нагрева, что считается одним из преимуществ. Для ремонта понадобится резино-битумная мастика, кисточка и полимерная сетка.

Битумная мастика и сетка

Резино-битумная мастика

Инструкция рекомендует наносить один слой толщиной примерно 1 мм, но для повышения надежности лучше сделать 2–3 слоя. Работать надо только при сухой и теплой погоде.

Шаг 1. Тщательно очистите место протечки, желательно пользоваться металлической щеткой. Шиферную пыль потом надо сдуть или убрать чистой малярной кисточкой.

Трещина в шифере

Шаг 2. Отрежьте кусок пластиковой сетки, уложите ее на трещину. Намажьте первым слоем мастики. Работайте аккуратно, тщательно втирайте мастику в поверхность шифера. Помните, что именно от степени адгезии первого слоя во многом зависит надежность и долговечность заплатки.

Зачистка шифера

Нанесение мастики поверх сетки

Шаг 3. Дайте время для полимеризации мастики, в зависимости от погоды и вида материала для этого понадобится 3–4 часа.

Свежий слой

Шаг 4. После того как первый слой полностью высох, можно наносить второй слой. Технология работ ничем не отличается от вышеописанной.

Подсохшая мастика

Важно. Размеры мастики по периметру второго слоя должны на 1–2 см превышать размеры первого, это позволит повысить герметичность верхнего самого проблемного стыка заплатки и шифера. Если будете наносить третий слой, то и его площадь рекомендуется немного увеличивать.

Профессионалы советуют последний слой мастики накрывать плотной тканью для защиты материала от ультрафиолетовых лучей. Это дает возможность улучшить условия эксплуатации мастики и, соответственно, увеличить время эксплуатации кровельного покрытия.

Цены на битумную мастику

Битумная мастика

Холодная сварка трещин

Этот способ подходит только для герметизации узких трещин на поверхности шиферного листа. Большие дыры надо заклеивать рулонными материалами. Для герметизации используется холодная сварка на битумной основе. Этот современный инновационный материал характеризуется отличными эксплуатационными показателями. После застывания становиться в меру твердым и пластичным, что позволяет ему без проблем компенсировать тепловые расширения трещин и при этом не терять показатели герметичности.

Холодная сварка проста в использовании, не требует специальных навыков, имеет высокие показатели адгезии со всеми строительными материалами. Шов не боится перепадов температур, прямого контакта с водой и ультрафиолетового облучения. Что касается стоимости, то она доступна всем потребителям. Тем более что расход сварки незначителен, а время хранения длительное. Использовать сварку можно в любой момент и не только для ремонта шиферной крыши. Профессионалы настоятельно рекомендуют всегда иметь дома холодную сварку, она поможет устранить многие строительные погрешности.

Холодная сварка «Скол» производства «Ремпласт»

Как ремонтировать шифер сваркой? Как и всегда, надо тщательно очистить поверхности. Только в случае со сваркой есть свои особенности. Очищать нужно не только поверхность листов, но и саму трещину. Очень желательно убрать все мельчайшие осколки, пыль и грязь. Чем чище плоскость растрескивания, тем надежнее будет герметизации протечки.

Практический совет. Возьмите с собой на крышу бутылку с водой. Дело в том, что для подготовки сварки к использованию надо ее разминать и прогревать руками. Если ладони не смачивать водой, то битум будет к ним приклеиваться, что намного усложнит работы. Как только руки немного подсыхают, сразу немного смачивайте их водой.

Понадобится холодная сварка, кисть и бутылка с водой

Шаг 1. Найдите трещину и очистите ее от пыли. Главное внимание нужно уделять самой трещине, но и по периметру следует подготовить чистую полосу шириной примерно один сантиметр.

Убрать пыль можно кистью

Шаг 2. Разомните сварку руками, она должна стать мягкой. В зависимости от усердия на разминание уйдет 3–5 минут.

Материал удобно разминать двумя руками

Шаг 3. Скатайте из сварки тонкую колбаску. Диаметр колбаски должен немного превышать ширину трещины. Не подготавливайте сразу большое количество материала, он не должен остывать до момента наложения заплатки.

Шаг 4. Очень плотно вдавливайте колбаску в трещину. Если у вас есть помощник – отлично. Пусть он с обратной стороны крыши придерживает появляющуюся из щели сварку, это поможет с максимальной плотностью заполнить все мельчайшие поры. Чем больше будет площадь контакта сварки с поверхностью трещины, тем надежнее герметизация.

Сварку нужно вдавливать в трещину

Шаг 5. По мере наполнения щели мастикой размазывайте излишки тонким слоем по краям трещины. Одновременно формируйте небольшой бугорок для отвода потока воды. Чем меньше воды будет попадать на трещину, тем надежнее крыша. Работать со сваркой надо по принципу работы с пластилином – не спешить и не забывать периодически подогревать застывший материал.

Работать со сваркой надо по принципу работы с пластилином

Практический совет. Выбирайте для ремонта сухую и теплую погоду. Если шифер теплый на ощупь – отлично, качество адгезии значительно увеличится.

Применение для ремонта шиферной крыши холодной сварки – самый быстрый, простой и надежный метод. Как показывает практика, герметичность сохраняется на протяжении 5–6 лет.

Трещина после ремонта

Ремонт шифера пенопластом

Сразу скажем, что это не самый лучший способ ремонтировать шиферное покрытие, но его можно использовать в тех случаях, когда по каким-либо причинам купить промышленные материалы невозможно или невыгодно. Материал для заклеивания трещин приготавливается самостоятельно из бензина и пенопласта.

  1. Разрежьте пластиковую пятилитровую бутылку пополам. Для приготовления клея понадобится нижняя часть.
  2. Налейте в подготовленную емкость бензин. Много не надо, для клея на 10–15 заплаток небольшого размера достаточно 100 мл бензина. Работайте очень осторожно, желательно на открытом воздухе. Не забывайте правила противопожарной безопасности, не дышите испарениями бензина и пенопласта.

    Налейте в подготовленную емкость бензин

  3. Найдите использованную пенопластовую упаковку, отламывайте от нее небольшие кусочки и постепенно растворяйте их в бензине. Нужно иметь в виду, что понадобится довольного много пенопласта, на 100 мл бензина потребуется примерно 500 г пенопласта. Постоянно перемешивайте компоненты, добивайтесь равномерной консистенции. Готовый клей по вязкости должен напоминать жирную сметану. Следите, чтобы пенопласт растворялся полностью, не оставляйте мелких комочков.

    Отламывайте от пенопласта кусочки и постепенно растворяйте их в бензине

    Консистенция клея

Важно. Клей очень быстро высыхает, работать нужно в темпе. Перед изготовлением клея желательно найти протечки и предварительно очистить их от пыли и грязи. Если их много, то рекомендуется обозначить проблемные места мелом.

Заплатка делается следующим способом.

Шаг 1. Палочкой или небольшим шпателем нанесите клей на трещину и максимально сильно вдавите его во все углубления.

Нанесение клея шпателем

Клей можно наносить методом налива

Шаг 2. Выровняйте слой клея, обратите внимание, чтобы по периметру дырки не осталось сухих поверхностей.

Шаг 3. Положите на клей кусочек оцинкованной тонколистовой стали соответствующего размера и вдавите в клей.

Установка заплатки

При необходимости подвинуть заплатку можно молотком или палкой

Закрывать щель необязательно металлическими заплатками, можно применять иные материалы. Главное, чтобы они не боялись влаги, не растворялись в бензине и были устойчивыми к УФ-лучам. Но использовать их необходимо. Дело в том, что пенопласт очень негативно реагирует на ультрафиолетовые лучи, без такой защиты заплатки потрескаются уже на следующий год, придется опять ремонтировать крышу. А это лишние потери времени и нервов.

На жесткую заплатку можно нанести еще один слой клея, за счет этого дополнительно повысится прочность адгезии.

На жесткую заплатку можно нанести еще один слой клея

Как заделать дырку в шифере на крыше

Для того чтобы выполнить качественный ремонт шифера, не снимая лист с крыши, можно использовать самые простые предметы и вещи, которые можно найти практически в любом гараже автолюбителя. Для того чтобы заделать дыру в крыше дачного домика, потребуется:

  • Ручной коловорот с тонким сверлом 4-5 мм;
  • Тонкая медная или отожженная стальная проволока диаметром 2 мм;
  • Литр бензина;
  • Остатки битумного полотна, смолы или кусок сырой резины из автоаптечки;
  • Молоток, зубило и десяток гвоздей;
  • Масляная краска.

Прежде чем приступать к ремонту крыши, нужно приготовить резиново-битумный клей. Для этого битум и резину растворяем в бензине для получения вязкой клеевой массы.

Совет! Дыру на крыше из шифера можно элементарно зашить проволокой, но предварительно для ремонта потребуется вырезать заплату. Это может быть кусок шифера или, на крайний случай, любой материал волнообразного профиля.

Для того чтобы закрепить заплату над дырой, потребуется просверлить 10-12 тонких отверстий по контуру накладки и поврежденного места на шифере. Далее продеваем проволоку и заливаем самодельный резиновый клей, чтобы заделать щели на крыше. Через сутки нужно замазать точки сверловки битумно-резиновой массой, обязательно с наружной стороны покрытия крыши.

Иногда мастера пытаются проверить качество ремонта дыры проливом воды на заплату. Если латка приклеена надежно, то протечка будет минимальной. Таким способом не получится заделать шифер крыши «наглухо», всегда останется пара мелких дырочек. Их положение определяют по каплям воды. Чтобы заделать прорехи, нужно покрыть краской полностью всю заплату.

Ремонтировать трещину на шифере намного проще:

  • Предварительно просверливают отверстия на концах трещины. Это позволяет ограничить распространение и увеличение повреждения;
  • Зубилом и молотком расширяют линию трещины на пару миллиметров, после чего заливают битумно-резиновый клей и закрывают полоской полиэтиленовой пленки.

К сведению! Если трещина большая и угрожает целостности листа, то кромки можно стянуть проволокой, как и в случае установки ремонтной заплатки.

Такой ремонт обеспечит шиферу еще несколько лет жизни на крыше дачи. Разумеется, это всего лишь временная мера, и заменить профессиональный ремонт она не сможет.

Что не подходит для заделывания повреждений шифера

Кровельный материал из асбестоцемента очень плохо переносит перепады температуры, ввиду чего при устранении его подвергнувшихся разрушению участков нельзя применять горячие расплавы на основе церезина, смолы и порошка из базальта. Эти материалы являются подходящими для заделки трещин в крышах из бетона, но для обработки дыр и иных повреждений, что имеются на панелях и плитах они не подходят.

Много проблем появляется, если заделывание повреждений на шифере производится с использованием эпоксидного компаунда и чистой смолы, поскольку под воздействием низких температур в значительный мороз материалы приобретают трещины и понемногу начинают выпадать из стыков.

Методы защиты крыши из шифера от будущего разрушения

На срок службы уложенного на кровлю материала во многом влияет правильность выполненного монтажа. Ввиду того что шифер прибивается к деревянным рейкам каркаса, то в ходе попадания на них воды, которая приведет к переувлажнению дерева листы способны не только приподняться, но и даже оторваться не смотря на заколоченные гвозди. Во избежание этого элементы обрешетки до установки на крыше следует вскрывать специальными пропитками, что создают на их поверхности водоотталкивающий эффект.

Крайне часто трещины и дыры в шифере образуются по причине неверно осуществленного забивания гвоздей. Наиболее оптимально совершать заколачивание крепежных элементов в кровельный материал в предварительно проделанные отверстия в нем.

Если же процесс разрушения уже начался и его необходимо быстро приостановить, то можно прибегнуть к двум способам:

  • Для исключения растрескивания в месте образовавшейся трещины необходимо на некоторое время уложить предварительно пропитанный краской кусок ткани.
  • Чтобы раскол не начал увеличиваться в размерах в нем требуется проделать отверстие и осуществить закрепление саморезом. Само же повреждение надо дополнительно обработать предназначенным для кровли герметиком, что будет хорошо стягивать его края словно резина.

Узнав чем заделать дыры в шифере и трещины своими руками можно выбрать наиболее подходящий для себя способ, после применения которого кровельный материал сумеет полноценно эксплуатироваться еще в течение многих лет.

Видео: