Русские хоромы

Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длинною до 18 метров и диаметром более полуметра. И таких деревьев ведь было множество на Руси, особенно на европейском Севере, который в старину называли «Северным краем». Да и леса здесь, где искони жили «поганые народы», были густые. Кстати, слово «поганые» вовсе не ругательство. Просто по латыни paganus — идолопоклонничество. И значит, «погаными народами» называли язычников. Здесь, на берегах Северной Двины, Печоры, Онеги, издавна укрывались несогласные с мнением властей — сначала княжеской, потом царской. Здесь крепко хранилось свое, древнее, неофициальное. Потому и сохранились здесь до сих пор уникальные образцы искусства древнерусских зодчих.

Все дома на Руси традиционно строили из дерева. Позднее, уже в ХVI-ХVII вв., стали использовать камень.
Дерево в качестве основного строительного материала использовалось с древнейших времен. Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня, причем форма и конструкция каменных домов были такими же, как у деревянных строений.

Свойства дерева, как строительного материала во многом обусловили особую форму деревянных сооружений.
На стены изб шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки, использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу.

Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) — снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя — гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость.

Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Топор, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.

Основу деревянной постройки на Руси составлял «сруб». Это скрепленные («связанные») между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание — «ряж», который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.

По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь» (редко положенные). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе.

При скреплении бревен «в лапу» концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой.

Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен «в обло», при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название проис

ходит от слова «оболонь» («облонь»), означающего наружные слои дерева (ср. «облекать, обволакивать, оболочка»). Еще в начале XX в. говорили: «рубить избу в оболонь», если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости — «выскабливались в лас» (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин «обло» относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом.

Сами ряды бревен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов — нагелей или шкантов.

Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.

В плане срубы делали в виде четырехугольника («четверик»), либо в виде восьмиугольника («восьмерик»). Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства хором. Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий богатые хоромы.

Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался «клетью». «Клеть клетью, поветь поветью», — говорили в старину, стремясь подчеркнуть надежность сруба по сравнению с открытым навесом — поветью. Обычно сруб ставился на «подклете» — нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. А верхние венцы сруба расширялись кверху, образуя карниз — «повал».

Это интересное слово, происходящее от глагола «повалиться», часто использовалось на Руси. Так, например, «повалушей» называли верхние холодные общие спальни в доме или хоромах, куда вся семья уходила летом спать (повалиться) из натопленной избы.

Двери в клети делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.

Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую — «самцовую». Для этого завершения двух торцовых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен, которые и называли «самцами». На них ступеньками клали длинные продольные жерди — «дольники», «слеги» (ср. «слечь, лечь»). Иногда, правда, самцами называли и концы слег, врубленные в стены. Так или иначе, но вся кровля получила от них свое название.

Схема устройства кровли: 1 — желоб; 2 — охлупень; 3 — стамик; 4 — слега; 5 — огниво; 6 — князевая слега («кнес»); 7 — повальная слега; 8 — самец; 9 — повал; 10 — причелина; 11 — курица; 12 — пропуск; 13 — бык; 14 — гнет.

Сверху вниз поперёк в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли «курицами» (видимо за сходство оставленного корня с куриной лапой). Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно — «поток». В него собиралась, стекавшая с крыши, вода. И уже сверху на курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок — «конек» («князек»). Под ним укладывали толстую «коньковую слегу», а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном — «шеломом» или «черепом». Впрочем, чаще бревно это называли «охлупнем» — то, что охватывает.

Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями; то щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно чешуею, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дерном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту.

Самым же дорогим покрытием считался «тес» (доски). Само слово «тес» хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль, и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.

Покрывали крышу обычно в два слоя — «подтесок» и «красный тес». Нижний слой теса на кровле называли еще подскальником, так как часто он покрывался для герметичности «скалой» (берестой, которую скалывали с берез). Иногда устраивали крышу с изломом. Тогда нижнюю, более пологую часть называли «полицей» (от старого слова «пола» — половина).

Весь фронтон избы важно именовали «челом» и обильно украшали магической оберегающей резьбой.

Наружные концы подкровельных слег закрывали от дождя длинными досками — «причелинами». А верхний стык причелин прикрывали узорной свисающей доской — «полотенцем».

Кровля — самая важная часть деревянной постройки. «Была бы крыша над головой», — говорят до сих пор в народе. Потому и стал со временем символом любого дома и даже хозяйственного сооружения его «верх».

«Верхом» в древности называли любое завершение. Эти верхи в зависимости от богатства постройки могли быть самыми разнообразными. Наиболее простым был «клетский» верх — простая двускатная крыша на клети. Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу. Таким верхом украшались терема. Довольно сложной в работе была «бочка» — двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями, завершающаяся острым гребнем. А ведь делали еще и «крещатую бочку» — две пересекающиеся простые бочки.

Потолок устраивали не всегда. При топке печей «по-черному» он не нужен — дым будет только скапливаться под ним. Поэтому в жилом помещении его делали только при топке «по-белому» (через трубу в печи). При этом доски потолка укладывались на толстые балки — «матицы».

Русская изба была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной — «перерубом»). При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения («крыльцо», «сени», «двор», «мост» между избой и двором и т. д.). В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.

Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это «брус».

В дом вело «крыльцо», которое часто устраивалось на «помочах» («выпусках») — концах длинных бревен, выпущенных из стены. Такое крыльцо называлось «висячим».

За крыльцом обычно следовали «сени» (сень — тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы. Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом».

Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении.
На второй этаж особенно в хозяйственных постройках часто вёл «ввоз» — наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой, груженой сеном. Если крыльцо вело сразу на второй этаж, то сама площадка крыльца (особенно, если под ней находился вход на первый этаж) называлась «рундуком».

Резчиков и плотников на Руси всегда было много, и для них не составляло большого труда вырезать сложнейший растительный орнамент или воспроизвести сцену из языческой мифологии. Крыши украшали резными полотенцами, петушками, коньками.

Терем

(от греч. кров, жилище) верхний жилой ярус древнерусских хором или палат, сооружавшийся над горницей, или отдельно стоящая высокая жилая постройка на подклете. К терему всегда применялся эпитет «высокий».
Русский терем — особое, уникальное явление многовековой народной культуры.

В фольклоре и литературе слово терем часто обозначало богатый дом. В былинах и сказках в высоких теремах жили русские красавицы.

В тереме обыкновенно располагалась светлица светлое помещение с несколькими окнами, где женщины занимались рукоделием.

В старину терем, возвышавшийся над домом, было принято богато украшать. Крышу иногда покрывали настоящей позолотой. Отсюда и название златоверхий терем.

Вокруг теремов устраивали гульбища — парапеты и балконы, огороженные перилами или решетками.

Дворец Терем царя Алексея Михайловича в Коломенском.

Оригинальный деревянный дворец- Терем, был построен в 1667 −1672 годах и поражал своим великолепием. К сожалению, через 100 лет после начала его строительства из-за ветхости дворец был разобран, и только благодаря повелению императрицы Екатерины II перед его разборкой предварительно были сделаны все замеры, эскизы и создан деревянный макет Терема, по которому стало возможно его восстановление в наши дни.

Во времена царя Алексея Михайловича дворец был не только местом отдыха, но и главной загородной резиденцией российского государя. Здесь проходили заседания Боярской думы, советы с главами приказов (прообразами министерств), дипломатические приемы и войсковые смотры. Лес для строительства нового терема был привезен из Красноярского края, затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву.

Измайловский царский Терем.
Выполнен в классическом древнерусском стиле и вобрал в себя архитектурные решения и все самое красивое той эпохи. Сейчас является красивым историческим символом архитектуры.

Измайловский Кремль появился совсем недавно (строительство было закончено в 2007 году), но сразу стал видной достопримечательностью столицы.

Архитектурный ансамбль Измайловского Кремля создан по чертежам и гравюрам царской резиденции XVI — XVII веков, которая находилась в Измайлово.

Хоромы

Хоромы – совокупность строений в одном дворе.

Все строения ставили отдельными группами, которые соединялись сенями или переходами. Таким образом, хоромы состояли из нескольких особняков.

Цари (князи) жили на верхних этажах. Нижние этажи вначале назывались порубы, а потом подклет.

Хоромы строились без определённого плана. Избы, горницы, сени, крыльца пристраивались к существующим зданиям по мере необходимости и там, где это было удобно хозяину. На симметрию здания внимания не обращали.

Большие хоромы укрепляли железом: скобами, наугольниками, подставами и т.д.

Хоромы делились на:

  • Покоевые хоромы;
  • Непокоевые хоромы.

Покоевые (постельные) хоромы – жилые помещения. Обычно три, или четыре горницы: передние сени, крестовая или моленная и постельная. Кроме этих помещений могли ещё быть: передняя комната, задние сени и другие. Нередко комнаты не имели специальных названий, а назывались третья (после передних сеней и передней), четвёртая и т.д. Мыльня (баня) зачастую располагалась в подклете покоевых хором. Княгинина половина, хоромы детей и родственников ставились отдельно от хором хозяина, и соединялись переходами и сенями. Покоевые хоромы устраивались в глубине двора.

Непокоевые хоромы – нежилые помещения для торжественных собраний, приёмов, пиров и т.д. Непокоевые хоромы состояли из больших помещений. Их устраивали в лицевой части хором, перед жилыми хоромами. Помещения непокоевых хором назывались гриднями, столовой избой, повалушей, горницей.

Около 200 лет зал Грановитой палаты площадью 495 м² оставалася самым большим залом в русской архитектуре.

Как выбрать подходящий вашим требованиям проект

Если вы имеете хорошее представление, как должен выглядеть ваш будущий дом, то вам остается лишь найти нужный вариант проекта в каталоге. Процедура поиска очень проста и с ней сможет справиться человек без опыта.

Вам нужно выбрать коллекцию и изучить имеющиеся в ней варианты. Для удобства воспользуйтесь сортировкой. Обращайте внимание на следующую информацию:

  • описание проекта и фотографии;
  • материал, используемый для строительства;
  • площадь дома;
  • наличие мансарды, балкона;
  • планировка, количество комнат;
  • стоимость.

Если ваш бюджет слишком ограничен, то сначала ориентируйтесь на цену проекта дома, а потом учитывайте остальные критерии выбора.

Людям, которые еще точно не определились, какой стиль и размер дома им подходит, будет немного сложнее. Существует несколько простых советов, как справиться с данной задачей.

Определитесь с этажностью

Это самый важный момент. Если в доме будут проживать пожилые люди, то возможно им тяжело будет подниматься на второй этаж и одноэтажный дом будет для них лучшим вариантом. Построить его легче, чем сооружение из двух этажей. Однако, он может занять больше места на участке.

На отопление чердачного помещения зимой может уходить больше средств. Также одноэтажные дома с большой площадью (200 м2 и более) могут иметь сложную и не всегда удобную планировку.

Подготовьте список помещений

Чтобы иметь четкое представление, напишите на бумаге список помещений, которые вам требуются. Он должен отображать количество спален и ванных комнат. Также укажите, нужна ли вам кладовая и кабинет, на случай, если вы любите работать из дома.

Постарайтесь учесть обозримое будущее. Возможно стоит предусмотреть рождение детей или переезд к вам пожилых родителей.

Спасибо, что дочитали эту статью до конца

Компания ГК «Строй Коттедж» уже на протяжении 10 лет предлагает услуги по возведению каменных и деревянных домов.

В числе наших заказчиков возведение индивидуальных частных домов и коттеджных посёлков, выдерживающих единый архитектурный стиль от эконом- до премиум-класса.

Сокращение сроков строительства, уменьшение себестоимости и повышения качества строительных работ – базисные принципы нашей компании.

Мы готовы предложить:

  • типовые проекты коттеджей;
  • индивидуальное проектирование деревянных домов;
  • строительство коттеджей и домов под ключ;
  • отделочные работы и дизайн интерьеров;
  • проведение ремонтных работ;
  • благоустройство территории.

Поделиться: Закажите консультацию специалиста домостроения прямо сейчас! И получите подарок при первом визите в наш офис! ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Современный дом в стиле русской избы

Оформить загородный дом, как избу в традиционном русском стиле – популярное и очень современное решение. Такой стиль воплощает богатую культуру нашего народа и его традиции, которые формировались веками. Современный коттедж в стиле русской избы может выглядеть как оригинальный объект зодческого искусства. Помимо эстетических преимуществ такой дом отличается экологичностью, комфортом и отличными теплоизоляционными характеристиками.

Дом в стиле русской избы может выгодно совмещать многовековые традиции и инновационные строительные технологии. В классическом интерьере такого дома должны присутствовать природные материалы, среди которых основным является дерево. Традиционные русские избы, как было отмечено ранее, возводились из стволов хвойных деревьев (лиственница, ель, сосна). Наиболее популярным современным материалом для сооружения такого дома является брус.

Рассмотрим особенности брусового дома в стиле русской избы:

  • Обилие резной отделки в архитектурных элементах дома (резные ставни и наличники на окнах, перила крыльца, декор фронтонов и др.). Проектировщики и дизайнеры могут создать уникальные эскизы резной отделки для деревянного дома.
  • Просторная, наполненная светом горница – традиционный элемент русской избы. В горнице обязательно должна присутствовать печь (в современных домах традиционную печь заменяют менее габаритным отопительным оборудованием).
  • Неотапливаемое помещение прихожей (сени).
  • Надежная двускатная крыша с большим наклоном.
  • Красивый декор фасада из бруса, который выглядит как бревенчатая стена, позволит создать впечатление старинного дома.
  • Применение натурального дерева в качестве отделочного материала в интерьере современной русской избы обеспечивает комфортность и экологичность жилья.

При оформлении интерьеров современной русской избы не рекомендуется использование красного дерева. Для декора стоит использовать древесину хвойных пород, дубя, ясеня и березы. В интерьере современной русской избы могут применяться элементы из известняка и природного камня.

Специалисты различают несколько современных направлений дизайна в древнерусском стиле:

  1. «А-ля рус» или «русское кантри». Это направление сегодня является наиболее популярным. Особенность стиля «русское кантри» состоит в широком использовании древнерусской символики, а также декора и предметов, изготовленных в традициях народного промысла.
  2. «Русская изба» – стиль, отличающийся практичностью и строгостью (здесь нет изобилия декоративных элементов, не имеющих функционального назначения).
  3. «Терем» – более роскошный современный стиль. В этом случае архитектура и интерьер воссоздают не обычный сруб, а купеческие хоромы или княжеские палаты. Этот вариант дизайна «русской избы» имеет более эффектный и даже сказочный вид.
  4. Русский классицизм также можно считать разновидностью современного стиля «русской избы».

Его отличительные черты выглядят следующим образом:

  • Архитектурные элементы украшены рельефной и сквозной резьбой.
  • Конек крыши оформлен в стиле русской избы.
  • Над крыльцом имеет стильный козырек.
  • Оконные проемы украшены резными ставнями и наличниками.
  • В отделке преимущественно используются языческие символы (птицы, змеи, кони, петухи).

Для декора коттеджей в стиле рустик используются колоритные цветочные орнаменты. Мебельные гарнитуры для современной русской избы часто подвергают обработке с применением технологий искусственного старения. В таких домах хорошо смотрятся широкие лавки из дерева и массивные дубовые столы. В интерьерах русской избы используют натуральные ткани с красочными орнаментами, вышивками или кружевами.

Читайте также: Коттедж в современном стиле: актуальность и преимущества

Особенности интерьера «а-ля рус»

Основа этого стиля — память о прошлом. Она находит отражение в узорах на обоях, в текстиле и мебели. Здесь уместны кружевные скатерти и салфетки на столах, старые фотографии и любовно хранимые хозяевами мелочи.

Оформление стен

Стены оформляют под дерево с помощью декоративной доски и часто добавляют роспись, переходящую на потолок.

Оформление полов

Основным материалом отделки по-прежнему остается дерево: сосна, береза, ольха, дуб.

Аксессуары

С аксессуарами проблем не возникает. На стены можно повесить черно-белые фотографии бабушек и дедушек или картину русского художника. Не забывайте о медных подсвечниках и торшерах с бахромой.

Вот такой сундук словно создан для интерьера в стиле «а-ля рус». Ведь до Петра I в России не пользовались шкафами, вещи хранили в сундуках. Но так как без шкафа в квартире не обойтись, стоит отдать предпочтение массивным и резным вариантам, как на фото выше.

Колоритное украшение стола — самовар и коллекция матрешек, особенно если она давно хранится в семье.

Стиль «а-ля рус» — один из немногих, в который гармонично вписываются иконы. И это еще один кивок в сторону истории, ведь до революции ни один дом не обходился без них.

Гостиная в стиле «а-ля рус»

Сердце квартиры в русском стиле — гостиная и столовая, их часто объединяют. И не случайно, здесь собирается семья. По старой традиции — за чаем. Поэтому большую роль играет стол и мягкий свет люстры.

Комната настраивает на отдых и спокойствие, поэтому сюда просится удобное кресло или диван. В обивке мебели и подушек также повторяются природные мотивы.

Не забываем о рояле — обязательном элементе гостиной в знатных дореволюционных домах.