«СПАДОК»:

Каждый кинематографист знает: хочешь грандиозного кино с максимальным размахом – смотри в сторону исторических сюжетов. Вот уж где душа каждого члена съемочной группы может сначала развернуться, а затем свернуться, и так несколько раз (в зависимости от бюджетов).

Правда, в этом жанре есть свои подводные камни, и самый острый из них – несоответствие деталей, в которых одновременно прячутся и дьявол, и красота. К счастью, последней в украинской национальной традиции ощутимо больше, и не использовать такой бэкграунд в кинематографе было бы настоящим преступлением. Что ж, сейчас я вам подробно расскажу, как это лучше сделать.

Вы, конечно, уже знакомы с проектом «СПАДОК», созданным компанией FILM.UA Group. Эти потрясающие ролики, посвященные украинскому костюму, уже успели покорить Украину (во время «Евровидения») и весь мир (с помощью Amazon). Сегодня же я хочу показать вам их создателей и рассказать о подноготной работы с нашим наследием – почему о нем важно знать и помнить, и как показать его так, чтобы в итоге аплодировали даже завистники.

В общем, устраивайтесь поудобнее, широко открывайте глаза и наслаждайтесь. А когда надумаете снимать отечественное историческое кино – пользуйтесь этой шпаргалкой, и ни один эксперт не упрекнет вас в игнорировании деталей.

Для начала – пару слов о создателях: консультантами проекта выступили фольклористки Маричка Квитка и Людмила Климук, режиссер роликов – Алексей Гуз, оператор – Юрий Бакун, продюсер – Елена Малкова, графику подготовила компания Signal Red. О работе над проектом я подробно расспросила его продюсера и режиссера, но для начала предлагаю вам интерактивную карту:

Красными геомаркерами на карте отмечены регионы, вошедшие в «СПАДОК» – кликнув на них, вы сможете посмотреть собственно ролики проекта, а также узнать немного нового об их героинях, процессе создания и некоторых нюансах продемонстрированных костюмов. Для тех, кто не хочет заморачиваться с картой, предусмотрено меню (слева), с помощью которого также можно перейти к просмотру видеоконтента. И не игнорируйте раздел Backstage: в нем я познакомлю вас с прекрасными людьми – коллекционерами и экспертами, приложившими все силы к тому, чтобы «СПАДОК» получился максимально информативным и достоверным.

Так, с технической частью разобрались – поговорим непосредственно о проекте. О том, как, кем и для чего он создавался, мне рассказала Елена Малкова:

— Елена, расскажите, как родилась идея проекта «СПАДОК»?

— Наша студия уже работала в направлении digital – у нас была «КиноКухня», были «КиноКоктейли», нам в принципе нравилось что-то делать в коротких формах. Мы общались на эту тему с Сергеем Созановским, который любит все новое, интересное и модное – в общем-то, идея о том, чтобы посмотреть в сторону украинского костюма, впервые прозвучала от него. А потом к нам пришли Алексей Гуз и его жена Росава, и они впоследствии стали режиссером и участницей, вдохновительницей проекта. Они тоже делали короткие ролики (не о костюмах) и показали то, что у них есть. Ребята занимаются аутентикой, нам интересно это направление – все сошлось. Они же нас познакомили с Марией Квиткой и Людмилой Климук, консультантами-фольклористами из Украинского института истории моды, и мы все вместе придумали сам проект и форму его подачи – что будем показывать и как.

— Почему лично вам было интересно поучаствовать в таком проекте?

— Как я уже сказала, студия и раньше работала в digital-направлении, мы думали, что еще в нем можно развить. У нас с Полиной Толмачевой и Мариной Булгаковой была идея целого канала, посвященного не только костюмам, но каким-то культурным вещам в целом. Пока что получилось воплотить в таком виде и теперь это переросло в отдельный большой проект.

— В чем вы видите ценность, миссию проекта?

— Лично для себя я легко могу это сформулировать. Дело в том, что я – обычный советский ребенок, который практически ничего не знает о том, что было до. Но я точно знаю, что какая-то традиционная подача, «шароварщина», меня бы не только не заинтересовала, но и оттолкнула. Суть же нашего проекта в том, чтобы как можно больше людей заинтересовались нашей культурой, поэтому мы подаем информацию вкусно, красиво и модно. Соответственно, уникальность проекта заключается именно в форме подачи – так люди смогут увидеть, насколько наша история красива, полюбить ее и понять, кто мы такие. Считаю, что очень важно интегрировать эти знания в современное общество.

— Расскажите о героинях роликов. Кто занимался их отбором?

— Здесь нужно отдать должное Маричке. Я изначально предлагала, чтобы героиней всех роликов стала Росава. Мы долго спорили, и в итоге Маричка нас всех убедила в том, что под каждый регион нужно подбирать отдельную девушку. Сейчас я понимаю, что это было очень правильное решение. Кстати, все участницы так или иначе связаны с идеей проекта, каждая их них соприкасается с этим прекрасным миром фольклора, аутентики и нашего наследия. То есть мы не собрали случайных людей – они этим живут. Кстати, некоторые вещи для наших видео мы брали из их частных коллекций.

— А как происходил сам кастинг – вы подбирали лица в зависимости от регионов?

— Непосредственно кастингом занимались, опять-таки, Маричка и Люда. Вообще, мы хоть и называем их консультантами, но они отвечали не только за подбор костюмов, но и за стиль каждого ролика в целом. Это касается и подбора участниц – именно Маричка и Люда говорили, что вот эта девочка будет представлять, скажем, Одессу, а вот эта – Полтаву.

— Кто написал музыку к роликам и почему вы взяли именно ее?

— Изначально мы планировали взять песни Росавы – лично меня просто заворожил ее альбом с колыбельными. Но в итоге поняли, что они не вписываются в общую концепцию, поэтому саундтреки были написаны специально под проект.

— Сейчас «СПАДОК» насчитывает 16 роликов, остались области, которых вы не коснулись. Это значит, что стоит ожидать продолжения проекта?

— Безусловно, продолжать будем, и уже сейчас об этом думаем. В планах у нас еще 9 роликов – восемь оставшихся областей и Крым.

— А о мужском костюме думали?

— Думали и продолжаем думать. Как я уже сказала, мы намерены продолжать и развивать проект, в нем будут следующие сезоны. Мы вообще все время делаем акцент на том, что украинский женский праздничный костюм – это первый сезон большого цикла. У нас даже было много комментариев в фейсбуке, люди прямо настойчиво просили показать мужской костюм. Пока мы думаем, как это лучше реализовать: сам по себе мужской костюм не имеет стольких деталей, и показывать его в той же форме не получится – это не будет так же красиво и зрелищно.

— Вы несколько раз упомянули большой цикл. Что еще, помимо мужского костюма, возьмете в работу?

— Свадебная мода, условно семейный костюм, повседневная одежда, которую мы тоже думаем показать. Кроме того, «СПАДОК» – это история не только о костюмах, она гораздо больше. Есть прически, обряды, традиции, всевозможные предметы быта, музыка, кухня… Словом, копать можно очень много и долго. Да и по форме это могут быть не только короткие ролики: мы позиционируем «СПАДОК» как большой кроссплатформенный проект, который будет представлен не только в digital, видео и интернете.

— А как проект попал на «Евровидение»?

— Это была настоящая синергия. Конечно же, мы с самого начала понимали, что «СПАДОК» отлично вписывается в формат – это же как раз о нашей стране, очень хороший способ показать ее культуру и наследие. Что касается переговоров, то они шли долго: не секрет, что на «Евровидении» несколько раз менялась команда организаторов, и с каждой из них мы общались (улыбается). Но в итоге все получилось.

— Были ли какие-то сложности?

— Нет, особых сложностей не было. Да, были нюансы по поводу того, как и где в рамках конкурса можно использовать наш проект, но в итоге все получилось очень хорошо.

— Получили ли вы какой-то фидбэк после «Евровидения»?

— Да, просто сумасшедший, мы же открывали конкурс вместе с Монатиком (смеется). У этого ролика на данный момент около 2 млн просмотров. Я внимательно прочитала все комментарии – их было очень много. Понятно, что процентов 80 посвящены Дмитрию и его прекрасному выступлению, но остальные касаются наших роликов – костюмов, музыки, героинь. Мы видим, что очень много обращений и к нам, и к нашим друзьям из института истории моды.

— Не думаете о продаже роликов на каналы или еще куда-нибудь?

— Мы пока не спешим, но такие планы действительно есть. Очень хотели бы попасть на общенациональный канал, ведь интернет-аудитория достаточно узкая, а проект стоит того, чтобы его увидели люди со всей Украины. Да и поводов достаточно – тот же День Независимости. Мы встречаемся и общаемся с каналами, но ничего конкретного по этому поводу пока сказать не могу. Хотя нет, могу: наш проект продан на Amazon, и его могут увидеть зрители США и Канады.

— Есть ли у вас любимый ролик, любимый костюм?

— Я так ждала, когда же мне кто-нибудь задаст этот вопрос (улыбается). Конечно, есть! Я очень люблю Харьков и Одессу.

— Почему они?

— Мне очень нравятся героини этих роликов. Вообще, моя любовь вызвана не только костюмом, а роликом в целом – героиней, энергетикой, музыкой. Впрочем, когда я начинаю об этом думать, то понимаю, что люблю все ролики – Черновцы, в Хмельницком у нас такая прекрасная пани Лидия…Тернополь…

— Были ли какие-то нюансы в производстве, которые вам особенно запомнились?

— Если честно, нет – все происходило настолько легко и органично, даже удивительно. Конечно, с кем-то работалось проще, с кем-то, наоборот, сложнее. Например, проще всего было с героиней из ролика о Черновцах – она буквально зашла в кадр и мы сразу все сняли. Еще одна запоминающаяся история – с Закарпатьем. Там была такая деталь, «куришка», как аромалампа или кадило – поджигаешь веточку, кладешь ее в эту «куришку». Когда мы это сделали, то очень переживали, чтобы не сработала сигнализация – было столько дыма, что мы почти не видели друг друга. В остальном же все прошло легко, да и как иначе может быть, если работаешь с людьми, которые очень любят свое дело?

Разговор о проекте невозможен без его режиссера. Тем более, что у проекта «СПАДОК» режиссер особенный: Алексей Гуз – муж «музы» и одной из героинь проекта Росавы. Естественно, рассказать о работе над роликами я попросила их обоих:

Росава: Эта идея зрела у меня с тех пор, как ко мне в гости приехал друг-иностранец, и у него в руках оказался путеводитель, который он взял в аэропорту – такая брошюрка про Украину и Киев. Первое, что он увидел в нем – вульгарное изображение полуголой украинки в веночке. «Смотри, – сказал он мне. – Вот – первое, что я узнал об Украине, сойдя с самолета». С тех пор мне хотелось сделать что-то качественное, чтобы достойно представить Украину миру. В определенный момент у нас случилась синергия с компанией FILM.UA, которая тоже хотела снять что-то качественное, интересное, имиджевое. Так и родился этот проект.

Алексей: Работать с женой я привык – мы вместе сделали пару проектов, нам легко работается вдвоем. Хотя больше всего требований, конечно, всегда предъявляешь к родному человеку.

Пожалуй, самым сложным этапом во всем процессе стало нахождение костюмов: почти все они – в частных коллекциях, поэтому собрать их было довольно сложно. И порой ожидание костюмов тормозило весь проект. Спасибо Маричке Квитке, которая провернула всю эту работу.

Героинь мы подбирали по типажам регионов – все-таки, у жителей каждой области Украины есть своя специфика во внешности. При этом каждый регион у нас представляют женщины известные: радиоведущие, этнографы, художницы, музыканты. Как такового большого кастинга не было, героинь искали своими силами: часть привел я, часть – Маричка.

Самыми сложными, пожалуй, стали съемки ролика Хмельницкой области с Лидией Афанасьевой – старшей из героинь. Она так испугалась съемочного оборудования и количества людей на площадке, что видео с ней мы отсняли минут за 20. Тем не менее, на экране Лидия получилась вполне веселой и улыбчивой.

Самые «смешные» съемки получились с Александрой Бойко (Винницкая область, — МН): она – человек настолько эмоциональный, что постоянно улыбалась, смеялась, где надо и не надо.

А во время съемки пилотного ролика, в котором снялась Росава, на площадке оказалась наша дочка. Ей было месяца 3-4, и мы решили и ее поставить в кадр. Долго думали, во что же ее завернуть, были ли тогда какие-то детские одежды. И в результате просто завернули ее в сорочку.

Общий стиль роликов, все визуальное решение проекта вплоть до черного фона и того, как должна двигаться камера, придумал я. И во время съемок пилотного видео даже стоял за камерой. Для остальных работ взял уже оператора: понял, что не потяну физически.

С самого начала мы решили, что каждая история должна быть на черном фоне, и ничего не должно отвлекать от костюма. Есть только героиня, которая коротко рассказывает о костюме и своем регионе. Особенных ноу-хау мы не применяли, но сами съемки были необычными, потому что героиня каждого ролика все время в движении.

Что касается главной песни проекта, которую исполнила Маричка Квитка, то мы хотели, чтобы этно в ней соединилось с современностью. У Марички есть свой композитор, и мы попросили его написать один длинный трек минут на 15 – композиция одна и та же, но мелодия периодически чуть меняется. В эту 15-минутную композицию мы вместили тексты разных народных песен. Когда песня была готова, и мы ее утвердили, я попросил композитора сделать отдельные треки – дорожки струнных инструментов, ударных и пр. Потом мы это все собрали, повырезали, где что надо (я немного знаком с музыкой), и отдали ему, чтобы он все красиво свел.

Так же было и с графикой: Signal Red делал ее с разными вариациями – что, где, как, откуда может вылетать – а потом уже Олег Кусий расставлял эти варианты по регионам. Снимали мы специально так, чтобы под графику оставалось место.

За смену, 10 часов, снимали 3 ролика – причем переработки у нас ни разу не было. Работа над графикой тоже проходила достаточно быстро. Не в день по 3 ролика, конечно, но тем не менее.

Росава: Нашей целью было создать имиджевый проект высокого качества. Который бы нам самим показывал, какими мы были и какими можем быть, в котором через культурный контекст были бы видны наша история, архетип, достижения, эстетика, красота.

Думаю, эта работа поможет нам всем найти в себе эти корни. Это, по сути – знакомство украинцев с самими собой.

Кстати, FILM.UA собирается снимать ролики об оставшихся областях, а потом, возможно возьмемся и за мужской костюм, и за детский – такие мысли у нас были изначально. Так что продолжение следует!

Функционал спален и выбор мебели

Многие думают, что спальня – это комната для сна и больше ничего. Однако это, прежде всего, личное пространство, отражающее личность своего хозяина:

  • образ жизни;
  • хобби;
  • вкусы;
  • предпочтения;
  • рабочий график;
  • эмоциональный фон.

Образ жизни должен отражаться в дизайн-проектах спален. Если это одинокий мужчина, не нужна обширная гардеробная или шкаф-купе в спальне, ему лучше оборудовать кабинет с компьютерным столом. Не ставят кровать у портнихи, принимающей клиентуру на дому – в комнате, постепенно ставшей примерочной и швейным цехом нужен многоместный диван. А в спальне коллекционера орхидей желательно добавить освещения фитолампами и оборудовать изящными этажерками и стеллажами под цветочные емкости, как на фото.

  1. Во многих семьях нет возможности каждому уметь личное пространство, поэтому спальню часто отдают под детскую или подростковую комнату. Она отличается спокойной обстановкой, где неуместен слишком эмоциональный и яркий дизайн. У всех мелких вещей должно быть свое место, поэтому нужна компактная корпусная мебель. Нежные пастельные оттенки не будут отвлекать детей от учебных занятий и полноценного отдыха. Теплая гамма светлых оттенков улучшит освещение детской спальни на северной стороне.
  2. Во взрослой супружеской спальне акцент на отдыхе, но в предпочтении интимные нотки в декоре. Цвет обоев не должен будоражить сознание, но можно повесить одну картину в стиле «ню» на пустующей стене. Желательно найти место для комода и шкафа, где будет храниться основная часть одежды и белья. Зеркало – непременный атрибут супружеской спальни.
  3. Кабинет с библиотекой и компьютерным столом – спальня студента или юноши фрилансера, работающего у ПК. Кровать – не главный элемент, чаще всего, без нее обходятся, отдав предпочтение мягкому уголку с креслом. Здесь будет удобно располагаться с друзьями, приходящими поиграть в компьютерные игры.
  4. Спальня юной леди может быть немного сказочной. Дизайн интерьера должен отражать предпочтения. Для метательной девочки-подростка, живущей в мире фантазий, лучше оформить как спальню принцессы. Для девушки, мечтающей о роскошном замужестве, сделайте «будуар светской львицы» с гардеробной, золочеными ручками и сверкающими кристаллами на потолке, это будет «небо в алмазах».
  5. Одинокие любители японской стилистики предпочитают спальню, выдержанную в восточных традициях. Решение с низкой кроватью или подиумом под высокий матрас и роскошные постельные принадлежности. Уместным будет шкаф-купе с раздвижными дверцами, на фасаде – ветки цветущей сакуры. Декор – одна картина с живописным пейзажем, бонсай на окне, иероглифы на экранированных шторах и коврике из рисовой соломки. Здесь наслаждаются покоем в любое время.

Дизайн спальни стоит выбирать исходя из своих предпочтений

Для одиноких людей, в спальне можно поставить компьютерный стол

В спальне должен отражаться способ жизни хозяина

Проработкой функционала спальни можно заняться и с помощью специализированной программы 3D моделирования для дизайна интерьеров. Там есть специальные опции, чтобы оценить реализацию идеи дизайн-проект спальни.

Совет. Чтобы комната не выглядела бледной и скучной, можно варьировать настроение с помощью декора и текстиля.

Центральный элемент классической спальни – кровать, но функциональность может варьироваться, полноценный отдых возможен на любой удобной плоскости с ортопедическим матрасом. Сегодня кровати предлагаются в разных вариантах:

  • односпальные, полуторные и двуспальные;
  • прямоугольные, квадратные и круглые;
  • со спинками и без изножья;
  • с выдвижными ящиками;
  • выдвижные из-под подиума под рабочее место;
  • в комплекте с банкеткой, пуфом, небольшой кушеткой;
  • с прикроватным столиком, консолью или тумбой;
  • с каркасом, подиумом или на тонких металлических ножках;
  • композитные, из металла или древесины;
  • классические и двухъярусные.

В спальне не нужны лишние предметы мебели. Продумайте, нужна ли целая гардеробная или небольшие «купе». Каждая навесная полочка и ниша в шкафу должна быть оправдана функционально.

Дизайн проект спальни можно сделать в специальной компьютерной программе

Размещайте в комнате все самое необходимое