ТТК. Установка бетонных бортовых камней (бордюров)

Для многих изнеженных городских жителей процесс самостоятельной установки бордюров представляет из себя непонятную и недостижимую цель, но на самом деле — это вполне выполнимая задача, которая позволит вам не только облагородить вид вашего участка, но и сэкономить при этом некоторую сумму, так как все виды работ мы будем делать своими руками!

Приветствую Вас, мои дорогие читатели и любители «порукожопить»! На связи с вами как всегда — автор и ведущий сего творения — Александр Александров!

Прошла зима и настало время заниматься делами. И сегодня мы рассмотрим процесс установки бордюров своими руками.

Речь пойдет о тротуарном бордюре, который используется для обустройства территорий частных домов, для выделения клумб, отмостки, а также просто жизненно необходим в ландшафтном дизайне.
Итак, друзья, как я уже говорил — справиться с установкой бордюров под силу каждому и для этого не обязательно быть дорожным строителем. Единственное условие при проведении работ — это обязательное наличие помощника, так как после самостоятельного подъема тротуарного камня (особенно дорожного) можно узнать для чего нужны геморройные свечи:(

Для самостоятельной установки бордюрного камня вам понадобиться материал и довольно нехитрый набор инструментов

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) — комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту — ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.
1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.
Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.
1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:
— типовые чертежи;
— строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);
— заводские инструкции и технические условия (ТУ);
— нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);
— производственные нормы расхода материалов (НПРМ);
— местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТТК — дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с целью обеспечения их высокого качества, а также:
— снижение себестоимости работ;
— сокращение продолжительности строительства;
— обеспечение безопасности выполняемых работ;
— организации ритмичной работы;
— рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
— унификации технологических решений.
1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства») по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.
Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.
РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.
1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.
Порядок привязки ТТК к местным условиям:
— рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;
— проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;
— корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;
— пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;
— оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.
1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.
Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:

— установка бетонных бортовых камней

— 100 м.

Необходимый инструмент и материалы для установки бордюров

  1. Шнурка. Понадобиться для разметки территории. Если таковой нет под рукой, то можно воспользоваться либо шпагатом, либо веревкой.
  2. Уровень строительный, желательно 1,5 — 2м
  3. Лопата
  4. Мастерок
  5. Молоток или кувалда
  6. Цемент
  7. Песок
  8. Щебень мелкой фракции
  9. Бетономешалка. Если бетономешалки нет, то можно воспользоваться любым корытом или старой ванной, но при этом не забываем про свечки:)
  10. Болгарка с диском по камню

Если все необходимое под рукой, то теперь необходимо определиться с тем — какой бордюр использовать.

Классификация бордюров

В наш современный технологический век бетонное литье позволяет создавать бордюры любых геометрических форм и размеров, а специальные красители позволяют позволяют получить любой цвет и оттенок.

Тротуарный бордюр

Самый распространенный бордюрный камень. Включает в себя огромное множество видов, отличающихся между собой в основном материалами изготовления и способом применения. Тротуарный бордюр широко используется для обрамления дорожек из тротуарной плитки. Также бордюры сдерживают расползание тротуарной плитки и не допускают перемешивания разных слоев грунта.

Дорожный бордюр

Дорожный бордюр — это вообще отдельная тема, но пару слов «черкану». Основное применение дорожного бордюра — это разделение проезжей части от пешеходной, либо отделение газона от дороги — суть одна. Дорожный бортовой камень (так еще называют дорожный бордюр) является неотъемлемой частью строительства дорог, но если вам понадобиться самостоятельно установить дорожный бордюр, то читайте эту статью.

Пергоны

Данная конструкция представляет собой бордюр, выполненный из сетки, внутри который располагается битый кирпич, стекло или дерево.

Пергоны не только великолепно дополняют клумбы, но и являются опорой для растений.

Изготовление такого вида бордюр весьма бюджетно. К тому же для пергоны не нужно делать специальное основание.

Чем можно заменить бордюр

Если укладка бордюрных элементов становится невозможной из-за технических или финансовых причин, можно рассмотреть альтернативные решения, которые обладают аналогичными функциями, но стоят дешевле:

  1. Уложить тротуарную плитку без бордюра, заглубив ее в грунт.
  2. Закрепить крайние элементы плиточной кладки бетоном.
  3. Задействовать опалубку из дерева и усилить ее композицией из камней.

Использование цементного раствора

Такая технология мощения тротуарной плитки своими руками без бордюров пользуется большой популярностью, что обусловлено ее отличительными свойствами и преимуществами.

Метод предусматривает посадку последнего ряда ФЭМ на цементную стяжку по периметру. В результате создается прочное и надежное покрытие, которое не деформируется при интенсивной эксплуатации. Для повышения качества конструкции нужно применять цементную смесь марки М400 или выше.

Такое решение упрощает процесс кладки квадратной плитки. Если применяется фигурный вариант, понадобится быть более осторожным, поскольку на этапе мощения могут возникнуть сложности с совмещением рисунка.

Для реализации работ нужно придерживаться таких инструкций:

  1. Подготовить фундамент — с поверхности нужно снять верхнюю часть грунта и обустроить песчано-щебневую подушку.
  2. Дальше покрытие следует пролить водой и поддать трамбовке.
  3. На следующем этапе наносится разметка и выполняется кладка первого ряда раствора. Последующие слои укладываются на цементно-песчаную смесь. Некоторые строители применяют только песок, но в таком случае прочность покрытия будет снижена.

Кто-то начинает работы со второго ряда, утверждая, что это более просто. Однако нередко подобная технология приводит к смещению рядов.

Бордюр из пластика

При использовании такого бордюра периметр нужно ограничить лентой из полимерных материалов. Нельзя забывать, что по показателям прочности пластик сильно уступает бетонным решениям, поэтому при наличии высоких нагрузок на покрытие лучше отказаться от него.

В большинстве случаев пластиковые ограждения применяются для организации садовых дорожек. Их ключевыми плюсами являются простота монтажа и возможность реализации любых форм, поскольку пластик отлично поддается изгибаниям.

Для монтажа бордюра необходимо:

  1. Нанести разметку.
  2. Сделать основание для мощения плитки.
  3. Придать пластиковой ленте правильную форму и закрепить ее с помощью колышков в почве.

Специалисты советуют выполнять монтаж таким методом, чтобы лента не оказывалась поверх плитки. Рекомендуется заглублять конструкцию на треть.

Использование металлического уголка

При укладке тротуарной плитки на даче вместо бордюров можно использовать металлические уголки. С их помощью можно обустроить жесткий каркас, который будет сохранять прочность в течение долгого времени.

Технология монтажа предусматривает выполнение следующих действий:

  1. В одной полке проделывается отверстие с шагом 0,5-1 м, через эту дистанцию будут крепиться уголки.
  2. Поверхность металла обрабатывается с помощью грунтовки или краски для защиты от коррозийных процессов.

С помощью метода можно обустраивать неширокие дорожки, скрепляя уголки арматурой или делать обширные площадки своими руками.

С целью повышения жесткости каркаса уголок фиксируется на цементном растворе. Однако нередко проблема решается с помощью длинных кольев, которые удерживают конструкцию.

Использование водостоков

Существует еще одна технология, с помощью которой производится укладка тротуарной плитки своими руками. Она подразумевает монтаж водоотливов из бетона, пластика или металла. На рынке предлагаются изделия высотой 15-40 см с разной толщиной. Чтобы выбрать оптимальный вариант, необходимо учитывать нагрузку на каналы.

Наибольшей прочностью характеризуются бетонные изделия. Модели из пластика менее прочные, но это оправдывается их дешевизной. В качестве дополнительного усиления пластик покрывается решеткой из металла, которая предотвращает проникновение грязи внутрь лотков.

Нередко хозяева используют металлические лотки. Им свойственен небольшой вес и прочность, а наличие цинкового покрытия предотвращает коррозийные процессы. Однако при сильном дожде металл может издавать неприятный барабанящий звук.

Для самостоятельного монтажа отливов необходимо придерживаться такой инструкции:

  1. Для ФЭМ подготавливается подушка.
  2. Дальше выполняется монтаж тротуарной плитки.
  3. Под трубу водостока выкапывается траншея (уклон должен составить 5 миллиметров), после чего заливается цементный раствор.

Соблюдение этого руководства придаст элементам дополнительную жесткость. Однако технология имеет и некоторые особенности — в большинстве случаев отлив закрепляется с одной стороны мощения, поскольку нужно выдерживать уклон для более быстрого отвода воды.

В связи с этим рекомендуется комбинировать метод с другими. С помощью лотков можно повысить жесткость конструкции и предотвратить сползание брусчатки.

Заливка опалубки

Строители называют эту технологию «скрытый бордюр» и применяют при организации парковочных мест, заездов во дворы и дорожек с нестандартной формой. Она востребована для проведения работ в участках со сложным рельефом, где применение поребрика становится сложным и неоправданно дорогим.

Для монтажа опалубки стоит придерживаться таких инструкций:

  1. Подготавливают основу и делают подушку.
  2. Приступают к кладке ФЭМ.
  3. Обустраивают траншею по периметру для опалубки.
  4. Заливают углубление раствором цемента.
  5. По мере схватывания стяжки производится засыпка траншеи грунтом или другой присыпкой.

Для благополучного завершения работы нужно, чтобы ФЭМ был утоплен в бетон на половину толщины. В противном случае плитка начнет деформироваться. Метод бетонирования может предусматривать использование съемной опалубки, но можно обойтись и без нее. Прочные стенки углубления предотвратят растекание раствора.

Если возникает необходимость обустройства больших территорий, работы выполняются совместно. Однако не обязательно выкладывать всю территорию, чтобы начать заливку. При кладке плитки в условиях с большими нагрузками бетон нуждается в дополнительном армировании. Это поднимет его прочность и увеличит срок службы.

Укладка плитки с заглублением

Обустройство дорожки из тротуарной плитки на даче без бордюров может выполняться методом заглубления.

Подготовительные работы

Технология монтажа с заглублением плитки в грунт подходит только для ровных участков. По периметру закрепляются колышки и протягивается шнур. С размеченного участка снимается не меньше 30 см верхнего слоя почвы.

Углубление поддается выравниванию с помощью граблей или лопаты, а траншею делают под уклоном 5 мм на каждый метр длины. Чтобы предотвратить проседание плитки, почву подвергают увлажнению и трамбовке. Для этих целей можно задействовать ручной инструмент или каток.

Дальше высыпается песок слоем 7 см, выравнивается и увлажняется. Жидкость нужно вносить до тех пор, пока не образуются небольшие лужи. Через пару часов подушка еще раз выравнивается и трамбуется. Дальше вносится смесь песка и цемента. Ее засыпают до уровня размещения шнурка.

Укладка плиточных элементов

Завершив этап подготовки, можно переходить к монтажу плитки. Перед этим между колышками по периметру нужно натянуть нить, которая будет обозначать верхнюю кромку элементов мощения. В первую очередь выкладывается крайний ряд (важно убедиться, что он не касается шнура).

Последующие элементы мощения фиксируются от себя, чтобы не повредить подушку из цемента и песка. Элементы трамбуются с помощью резиновой киянки путем легких постукиваний. Это позволит предотвратить растрескивание материала. При сильном проседании плитки под нее вносят смесь из цемента и песка.

После завершения кладки производится засыпка межплиточных швов. В этом случае дорожки равномерно высыпаются песком, а остатки состава сметаются в швы. Подушка увлажняется и просушивается, после чего вносится смесь из песка и цемента.

С помощью такой технологии можно обустроить надежную поверхность с повышенной прочностью.

Устройство подстилающего слоя и бетонного основания

Для обозначения продольной линии установки бордюра натягивают шнур. Вдоль этого шнура отрывают траншею прямоугольного сечения с шириной по дну 0,4-0,5 м. Глубина траншеи зависит от проектного положения верха бортового камня (в один уровень с мощением или выше), но должна быть не менее 0,3м.

По дну траншеи устраивают выравнивающий слой из фракционного щебня или песка, который разравнивают и уплотняют.

Фото: Подготовка траншеи

На песчаное основание устанавливаются «легкие» — тротуарные или садовые — бордюры (марка БР.100.20.8, БР.50.20.8), когда они должны быть в один уровень с тротуарным покрытием. Во всех остальных случаях бортовые камни (дорожные, магистральные) должны устанавливаться на щебеночное основание.

Для устройства подстилающего слоя применяются:

  • пески средние и мелкие II класса (по ГОСТ 8736)
  • пески из отсевов дробления I-го класса по ГОСТ 31324
  • щебень фракции от 20 мм до 40 мм, марки по дробимости не ниже M600, толщиной h=0,10м

Для устройства подстилающего слоя не рекомендуется использовать сухую песчано-цементную смесь. Так как подстилающий слой не является несущим, то применение вяжущего (цемента) при его устройстве не дает никаких преимуществ. Кроме этого, использование цемента может являться дополнительным источником высолообразования — появления белых пятен — на поверхности тротуарной плитки.

Материал подстилающего слоя распределяется по поверхности основания вручную или механизированным способом. При отсыпке подстилающего слоя следует иметь запас по толщине на вибропосадку камней. Величина этого запаса зависит от формы и размера камней и материала подстилающего слоя. Она устанавливается по месту. Для песчаного основания запас составляет ≈ 1,0-1,5 см.

Следует учитывать, что после монтажных работ посадки камней/плитки поверхность тротуарного покрытия должна возвышаться над верхом бортового камня примерно на ≈ 0,5 см как запас на осадку покрытия в ходе эксплуатации.
Рис: Мощение должно быть выше уровня бортовых камней на 3-10 мм:

На подготовленном подстилающем слое устанавливают бетонное основание (при заливке монолитного бетона используют сборно-разборную опалубку из досок) .

Устройство бетонного основания осуществляется вручную, путем укладки и разравнивания мелкозернистого или тяжелого бетона класса B15 (M200) до отметки низа бортового камня.

Установка бордюра своими руками

Итак, друзья — рукожопы! Инструмент и материал «дымятся», «глаза горят», руки чешутся — установке бордюров быть!

Рассмотрим этот дивный процесс поэтапно:

Подготавливаем поверхность под установку бордюров

Первым делом вбиваем колышки и натягиваем шнурку, по которой будем ориентироваться на местности, и которая, одновременно задаст линию для ряда бордюров.

Копаем траншею под бордюр

Если траншея предназначена для тротуарного бордюра, то необходима ширина — 20 см, если траншея для дорожного бордюра — 30 или 40 см. Глубина копания траншеи вычисляется очень легко, но для начала необходимо определиться со способом установки бордюра.

Самый востребованный — установка «поребриком», то-есть ребром вверх. Здесь вычислить глубину траншеи очень просто — прибавляем к высоте бордюра 20 см и копаем яму, то-есть траншею!

Подсыпка щебня

В выкопанную траншею засыпаем щебень, проливаем и трамбуем.

Подготовка окончена — переходим к непосредственной установке бордюров своими руками.

Установить бордюры можно на бетон, предварительно замешав готовую смесь. После чего насыпаем бетон прямо на слой щебенки и устанавливаем бордюр, не забывая контролировать горизонталь и вертикаль, пользуясь строительным уровнем.

Подбиваем бордюр либо тяжелым молотком, либо кувалдой, простукивая через деревянную «бобышку», дабы не расколоть тротуарный бордюр.

Почему необходим

Придают дополнительную прочность

Действительно ли стоит тратить свои силы на то, чтобы возиться с изготовлением и с установкой бордюров? Есть несколько причин, по которым они действительно нужны:

  • Придают завершенность всему проекту. Выверенные контуры всегда смотрятся эффектнее, чем ничем не ограниченная дорожка, которая кажется незаконченной.
  • Схема укладки Исключают подмывание дорожек. Падающие осадки или подступающая влага могут способствовать разрушению уложенного материала. Бордюры препятствуют этому процессу.
  • Придают дополнительную прочность. При ходьбе оказывается достаточно большое давление на поверхность. Если ступать на край, то его запросто можно повредить. Кромка придает дополнительный упор, что позволит избежать этого.
  • Экономия средств. Если учитывать два предыдущих шага, то становится понятно, что ремонт тротуара будет нужен реже, чем в других случаях.
  • Дополнительный ограничитель для людей с плохим зрением.
  • Бордюры большого размера препятствуют заезду транспортных средств на пешеходную часть. Это способствует безопасности прогуливающихся детей.

Придают завершенность

Минусов у такого решения просто нет, если не считать затрат средств и труда.

Самостоятельное изготовление

Производство бордюров может осуществляться двумя основными способами:

  • В отдельных формах. Удобен тем, что сделать элементы можно в любом удобном месте, а потом доставить для монтажа. Такие изделия легко ремонтировать, как это было описано в случае с кирпичной окантовкой.
  • По месту монтажа. Ограда заливается непосредственно на требуемом участке. Преимуществом является возможность придания практически любой требуемой формы.

Форма для изготовления бетонных бордюров

Существует несколько решений в изготовлении бордюрных модулей. Первый из них — с использованием П-образного швеллера. Для процесса потребуется:

  • отрезок указанного материала;
  • 2 металлические пластины;
  • металлическая или стеклопластиковая арматура;
  • мастерок;
  • болгарка;
  • песок;
  • цемент;
  • щебень.

Швеллер

Подбирается участок территории с достаточно ровной поверхностью. Это нужно, чтобы в конечном продукте не произошло наплывов. Профиль обрезается до требуемого размера с запасом в 30 мм. Отступив по 10 мм с каждого края, делаются прорези болгаркой. Их ширина должна быть такой, чтобы в середину поместился листовой металл. Он будет служить заслонками, препятствующими вытеканию раствора. Внутренняя поверхность швеллера шлифуется и зачищается, чтобы она была достаточно ровная без ржавчины. В середину укладывается толстая полиэтиленовая пленка. Она должна лечь с нахлестом на края, чтобы не сползти в процессе. Следующим шагом готовится бетонный раствор. Для него потребуется соблюсти соотношение 3:1:3 (мелкий щебень или отсев, цемент, песок). Он должен быть не очень жидким. Из арматуры связывается небольшой каркас. Размеры подбираются таким образом, чтобы он полностью был утоплен в раствор. Т.е. каждая его сторона должна быть на 3 см меньше внутреннего пространства швеллера. Подготовленное пространство заливается бетонным раствором. Он хорошо разглаживается и утрамбовывается. Если есть виброрейка, то она отлично поможет в этом. Через несколько часов изделие вынимается, снимается клеенка и оно оставляется до полного затвердевания.

Самодельная форма для изготовления бордюров из бетона

В качестве вибрационного уплотнителя можно использовать эксцентриковую шлифовальную машинку. Для этого с нее необходимо снять наждачную бумагу, включить и пройтись ей по стенкам формы до полной усадки.

Если есть желание получить конструкцию необычной конфигурации, тогда в качестве формы можно использоваться желоб для отлива. Сегодня они изготавливаются различных видов, поэтому подобрать такой, который понравится вам, не составит труда. При выборе стоит обратить внимание на толщину стенки. Ее размер должен быть как можно большим, чтобы выдержать вес бетона. Если не получилось найти что-то хорошее по прочности, тогда для формы можно будет изготовить специальный упор. Для этого делается небольшой деревянный ящик или просто выкапывается яма соответствующего размера. Края будут упираться в стенки и не расползутся. Заливка осуществляется таким же образом, как описано выше. В качестве армирующей основы можно использовать 1 прут арматуры Ø12 мм или металлическую сетку.

Существует еще один интересный вариант создания дизайнерского решения. Изготавливается форма для заливки. Для этого можно использовать швеллер, листы фанеры, доски или что-то еще. В середину в один из внутренних углов укладывается понравившийся пластиковый плинтус. Он покрывается воском из распылителя, чтобы облегчить отставание. Его можно приклеить, чтобы он не смещался. После этого заливается приготовленная цементная смесь. После застывания одна или две кромки получатся с профилем от установленного элемента.

Самостоятельное изготовление бордюр из дерева

Для самостоятельного изготовления деревянного ограждения следует подготовить планки нужной высоты. Верхнюю часть можно скруглить, придав заборчику большей декоративности. По периметру клумбы через 2 м вкапывают столбики. На них закрепляют длинные поперечные доски с набитыми на них планками.

Придать деревянному бордюру большую прочность можно забетонировав основание столбиков.

Готовый бордюр пропитывают растворами, предотвращающими гниение и окрашивают краской.

Плетень

Оформление клумбы в деревенском стиле осуществляется с помощью заборчика, сплетенного из прутьев ивы. Собирать их необходимо весной. Прутья очищают и нарезают на нужную длину.

По границе клумбы вкапываются колья. Их нужно оплести прутьями из ивы. Для придания такому бордюру плотности следует постукивать по прутьям молоточком через каждые пару рядов.

Полученная конструкция украсит участок и будет защищать растения от неблагоприятных погодных условий.

Установка бордюров своими руками — видео

Смотрите это позитивное видео по установке бордюров на бетон

Важно знать, что тротуарный бордюр, в отличие от дорожного — не армирован, и при всей своей прочности довольно хрупок.

С процессом установки бордюра на бетон мы познакомились и теперь рассмотрим установку на цементно-песчаную смесь.

Для этого нам понадобиться замешать песко-цементную смесь, как и при укладке тротуарной плитки. Затем ровняем данную смесь и хорошо трамбуем. Устанавливаем крайний бордюр по центру траншеи, который будет конечной точкой высоты, так как его высота и высота противоположного края совмещаются шнуркой. Выставляем весь ряд бордюров по шнурке, не забывая пользоваться уровнем и резиновой киянкой.

Для подрезки бордюров используем болгарку.

После того, как ряд бордюров установлен — укрепляем его бетоном с двух сторон, стараясь соблюдать равномерность.

Заливать или не заливать стыки бордюров цементным раствором — сугубо индивидуальный вопрос.

Ну вот и все, мои дорогие рукожопики. Установка бордюра своими руками — это серьезный и довольно утомительный процесс, который все-же можно сделать самим, не прибегая к помощи профи. Надеюсь, что мои советы принесут вам пользу и у вас обязательно получиться воплотить свои строительные идеи!

Всем лучей добра!