Все типы, размеры и виды паллет

В наше время трудно представить предприятие оптовой или розничной торговли, которое в своей работе обходится без поддонов. Любые виды торговли связаны с перемещением товара от производителя к торговой точке или непосредственно к потребителю. Как же сохранить груз при перевозке? Казалось бы, ответ прост — груз нужно правильно уложить, надёжно закрепить и аккуратно довезти. Однако, избежать потерь при транспортировке грузов компаниям удаётся редко – часть товара, как правило, всё равно становится непригодной.

Не допустить потерь помогает стандартизация складских процедур и применение унифицированных поддонов. Аккуратно сложенный на поддон и надежно запечатанный груз – гарантия сохранности товара.

Поддоны (или как их ещё называют «паллеты») – это, во-первых, транспортная многооборотная тара, то есть самостоятельная транспортная единица, предназначенная для перевозки, комплектации, складирования и хранения продукции, во-вторых, одна из разновидностей непосредственно складского оборудования.

Поддоны используются для перевозки тяжелых, либо крупногабаритных грузов. С их помощью довольно легко перемещать товар по территории склада и осуществлять погрузочно-разгрузочные работы.

Грузоподъемность паллет и правила размещения грузов на них

Сегодня сложилась странная ситуация: возможные нагрузки на паллеты и поддоны не определены. Каждый производитель выставляет собственную цифру. С одной стороны, гарантировать какую-то определенную цифру сложно, так как древесина может применяться различная. Также может быть разным груз. Масса может быть рассредоточена по всей площади грузовой площадки, а может быть точечной. При точечной нагрузке, понятное дело, масса должна быть меньше.

Выдержка из ГОСТа

Если следовать ГОСТам советских времен, максимальная нагрузка на поддон — до 1000 кг. При реальных испытаниях установлено, что можно складировать и перевозить до 1500 кг. Но при перевозках не допускается перегруз автотранспорта. Так что больше 700-800 кг все равно не грузят. При установке грузов на паллеты/поддоны должны соблюдаться правила:

  • Распределять груз надо равномерно по всей площади и хорошо скреплять между собой.
  • Края паллеты могут быть свободными, но груз при этом должен быть размещен симметрично относительно центра. Каждый ряд коробок должен быть отдельно прикреплен к поддону шпагатом или грузовыми лентами.
  • Если размеры груза превышают размеры стандартных паллет, края не должны выступать за пределы тары больше чем на 2 см.
  • При укладке коробок прямоугольной формы, лучше ряды складывать в шахматном порядке (как при кладке кирпича). Иначе при высоте стопки от 1 метра груз рассыпается.

В таком виде обычно отправляют грузы

Общий порядок упаковки такой: груз расставляется, скрепляется обвязками, фиксируется к паллете. Затем заматывается полиэтиленовой пленкой или другим материалом, который препятствует смещению груза. Могут устанавливаться уголки, которые тоже обматываются пленкой. Они служат для дополнительной страховки смещения грузов при транспортировке. Обвязанный пакет фиксируется пластиковыми стяжками к платформе.

Классификация паллет по конструкции

По типу конструкции поддоны делятся на 3 вида:

  • Плоские. Это одно- или двухнастильная конструкция, стоящая на опорных ножках или полозьях. Такие изделия практичны и компактны, они применяются для перевозки и хранения многих товаров, упакованных в мешки, ящики, пакеты, коробки или бочки.
  • Стоечные. От предыдущего вида их отличает наличие ограничительных стоек, стационарных или съёмных. Они не позволяют грузу менять своё положение, что особенно актуально при перевозке по неровным дорогам. Также они защищают грузы нижних ярусов от сдавливания и деформации. В особой защите нуждаются товары в непрочной упаковке, равно как и те, которые при малейшем давлении становятся непригодны.
  • Ящичные. Эти универсальные и многофункциональные поддоны применяются для хранения и перевозки мелких, затаренных или неподготовленных товаров, а также тех, которые находятся в первичной упаковке. Вертикальные стенки отличаются сплошным, решетчатым или сетчатым исполнением.

Классификация паллет по грузоподъёмности

Важно знать, на какой вес рассчитаны паллеты, чтобы они не рухнули под грузом. Различаются такие виды паллет по силе.

  • Типовые с длиной 800-1000 мм и шириной 1200 мм выдерживают тонну груза.
  • Европоддоны с длиной 1200, шириной 800 мм и высотой борта 145 мм способны выдержать 2 тонны.
  • Полупаллет с длиной 800 мм и шириной 600 мм не уступает по грузоподъёмности типовым аналогам и выдерживает ту же тонну, хотя его конструкция и укорочена.
  • Облегчённый паллет. Длина 1200 мм, ширина 800 мм, конструкция упрощена: в настиле 5-7 досок одинаковой ширины. Он выдерживает 700 кг.
  • Усиленный. Его размеры увеличены (длина и ширина 1200 мм), равно как и грузоподъёмность: до 2,5 тонны.

Классификация паллет по кратности использования

Паллеты годятся для использования или только один раз, или несколько.

  • Одноразовые паллеты отличаются низкой ценой и не очень высоким качеством. Они изготавливаются из мягких пород дерева или картона. Их размеры не регламентированы. После применения их нужно утилизировать, однако допускается применение в быту. Обмену, возврату и продаже в б/у формате они не подлежат.
  • Многооборотные паллеты отличаются высокими прочностью и грузоподъёмностью. Их можно ремонтировать, обновлять, продавать в виде б/у.

Виды поддонов

Существует 4 вида поддонов: деревянные, пластиковые, металлические, поддоны из картона. Рассмотрим каждый из видов подробнее.

Деревянные поддоны

При изготовлении деревянных паллетов берётся любая древесина, которая предварительно обрабатывается специальными средствами. Далее проводится термическая и технологическая обработка для того, чтобы уничтожить вредные микроорганизмы. Конструкция таких поддонов не занимает много времени и отличается от других своей дешевизной.

Паллеты из дерева подразделяются по прочности в зависимости от используемых пород деревьев, что очень важно при транспортировке большегрузных товаров. Готовые изделия, прошедшие специальную обработку, по нормам конвенции IPPC маркируются, тем самым подтверждая их санобработку.

Пластиковые поддоны

Пластмассовые паллеты намного легче деревянных. К тому же, поддоны из пластмассы удобнее и практичнее, так как они легко моются и их можно обрабатывать специальными средствами для дезинфекции.

При изготовлении используется смола различных типов, и в результате литья получаются ровные по всем параметрам изделия. Конструкция из пластмасс является самой безопасной при использовании во всех сферах деятельности. Однако, не все готовы покупать на сегодняшний день весьма недешевые конструкции из пластмассы.

Металлические поддоны

Металлические поддоны характеризуются высокой температурой плавления, поэтому используются в помещениях с повышенной температурой. Без сомнения, стальные и алюминиевые поддоны на порядок выше по прочности своих собратьев, поэтому могут транспортировать большегрузные товары.

Такими паллетами реже пользуются при перевозке грузов на длительные расстояния. Зачастую поддоны из металла используют для внутреннего перемещения на производстве.

Поддоны из картона

Поддоны из рифленого картона удобны при транспортировке грузов на длительные расстояния. Хотя у этих паллетов есть существенный недостаток — они влагопроницаемые. Поэтому срок службы и их утилизация выполняется фактически после каждого использования.

Основные стандарты паллет

1. Сертифицированный европаллет (EUR-паллет)

  • Размер. 800×1200×145мм.
  • Маркировка. Фирменное клеймо «EUR» в овале, выжженное на правых несущих ножках поддона. На остальных ножках наносится маркировка, с указанием производителя (FS, PKP, DB и т. п.), а также информация о серии и годе выпуска.
  • Конструкция. Верхняя часть европоддона состоит из пяти досок: широких (145 мм.) и узких (100 мм.). Доски чередуются в следующем порядке: широкая, узкая, широкая, узкая, широкая. Нижнаяя часть паллета состоит из трёх досок (узкая, широкая, узкая) со снятыми фасками. На углах европаллета обязательно наличие фасок.

2. Сертифицированный финпаллет (FIN-паллет, финский паллет)

  • Размер. 1000×1200×145мм.
  • Маркировка. Фирменное клеймо «FIN» в прямоугольнике на правых несущих ножках поддона. На центральных ножках наносится информация, указывающая дату выпуска и код производителя.
  • Конструкция. Верхняя часть финского паллета состоит из 7 досок: широких (120 мм.) и узких (100 мм.). Доски чередуются в следующем порядке: широкая, 2 узких, широкая, 2 узких, широкая. Нижняя часть, как у европаллета, из 3-х досок: узкая, широкая, узкая, со снятыми фасками. На углах финского паллета обязательно наличие фасок.

3. Грузовой неодноразовый паллет 800×1200 мм

  • Размер. 800×1200×145 мм, толщина доски 20-22 мм.
  • Маркировка. Фирменное клеймо отсутствует.
  • Конструкция. Аналогична конструкции европаллета.

4. Грузовой неодноразовый паллет 1000×1200 мм

  • Размер. 1000×1200×145 мм, толщина доски 20-22 мм.
  • Маркировка. Фирменное клеймо отсутствует.
  • Конструкция. Аналогична конструкции финпаллета.

Исполнение европаллета

История европейских поддонов и появления разных размеров европаллет начинается на заре прошлого века. Спустя столетие эксплуатации пользователи окончательно определились как с оптимальным универсальным размером европоддона, так и с общими требованиями к его конструкции.

Последняя представляет собой настил и балочную подложку. Настил формируется чередующимися досками – 2 узкими (У) и 3 широкими (Ш). Последовательность расположения элементов (она не влияет на размер европаллет, но как и он закреплена в европейских стандартах) следующая:

  • Ш;
  • У;
  • Ш;
  • У;
  • Ш.

Крепится настил на три балки, расположенные продольно (по краям 2 широкие, узкая посередине). Размер досок настила зависит от вида европаллет и их грузоподъемности. Для многоразовых систем толщина определена на уровне 2,2 см. Это самые долговечные европейские паллеты.

Сорта паллет

Если у вас имеется необходимость отправлять производимые товары на границу или же на производстве установлены линии, имеющие жесткие требования к габаритам паллет, то, без сомнения, лучше остановить свой выбор на сертифицированных евро- или финпаллетах. Наличие клейма на каждом поддоне свидетельствует о том, что они изготовлены в соответствии с принятыми в странах Европы ГОСТами.

Как в России, так и за рубежом широко практикуется использование б/у паллет, по своему состоянию они делятся на три сорта.

Высший сорт

  • практически новые, крепкие, белые паллеты;
  • без трещин и сколов;
  • использованы не более трех раз.

Первый сорт

  • крепкие, белые паллеты;
  • без трещин и сколов;
  • не подвергались ремонту.

Второй сорт

  • допускаются небольшие загрязнения и потемнение древесины от времени;
  • допускаются небольшие сколы и трещины (не более 30см в длину и 3см в ширину);
  • часть паллет может быть после ремонта.

Использование паллет

Паллеты широко используются во многих странах. При использовании паллет рекомендуем обратить внимание на следующее:

  • Существует два основных типа паллет: европаллета и стандартная паллета. Размер европаллеты — 800×1200мм, а стандартной паллеты — 1000×1200мм.
  • В 20-футовый контейнер может быть загружено 11 европаллет или 9-10 стандартных паллет в один ярус (см. рис.). * В 40-футовый контейнер может быть загружено 23-24 европаллет или 20-21 стандартных паллет в один ярус (см. рис.).
  • Деревянные паллеты должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать вес трёх ярусов.
  • Картонные коробки не должны выступать за края паллеты.

Сортамент

Хотя размер европаллет не влияет на их сорт (качество), разобраться в сортаменте при намерении с ними работать полезно каждому. Так, согласно стандарту все европоддоны делятся на три сорта:

  1. Высший. Отличается предельной прочностью, качеством элементов (древесина без дефектов), чистотой и товарным видом. По регламенту, трещин в такой конструкции не должно быть вообще, как и сколов. А максимальное количество раз применения поддона ограничено тремя циклами.
  2. Первый сорт – европаллеты, в которых могут иметься небольшие сколы. Они не должны иметь ремонтной истории и должны быть исправными.
  • Второй сорт деревянных европоддонов – чистые, с небольшими трещинами (до 3 см в длину и 30 см в ширину), могут быть запущены в эксплуатацию после ремонта.

Виды европейских поддонов

Европаллеты классифицируют не только по размерам и сортам. Их делят по сроку службы, материалам конструкции, способам эксплуатации. Длина жизненного цикла делит все размеры европоддонов на два больших класса – одноразовые и многократного использования. Первые отправляются на утилизацию после разгрузки.

Вторые могут служить годами, прежде чем выйдут из строя. И даже после поломки, если попадут к нам, могут быть восстановлены и служить пользователю еще несколько лет (европоддоны б/у после ремонта не уступают новым по надежности, зато стоят значительно дешевле).

По способу использования европаллеты делятся на двух- и четырехзахватные. Первые погрузчик может захватить только с одной из двух сторон (противоположных), со вторыми можно работать с любой стороны.

Двухзахватная тара имеет большой запас прочности, но менее эргономична. Из-за ограниченной сферы пользования ее популярность снижена. Четырехзахватный аналог более распространен, потому что с ним удобно работать на любом складе. Особенно если это стандартный размер европоддона. Единственный его минус – сниженная прочность по сравнению с 2-захватной (двухзаходной) альтернативой. Одноразовые европаллеты чаще выполняют 4-захватными (четырехзаходными).

Хотя размер европаллета 1200*800 мм не делает его универсальным, согласно стандарту, класс универсальных деревянных поддонов все же существует наряду с прочими видами тары по назначению:

  • универсальные европаллеты используют для грузоперевозки стандартных и широких упаковок;
  • специализированные конструкции рассчитаны на продукцию со специфическими требованиями к ее перевозке;
  • плоские европоддоны – простые системы без надстроек.

Особенности использования европоддонов

Пользователю, который планирует использовать популярные размеры европаллет впервые, следует знать, что для такой тары фитосанитарная обработка (в отличие от российских деревянных поддонов) является обязательной. Причем о ее проведении с соблюдением требований должен свидетельствовать сертификат, который прилагается к новому европоддону. Без сертификата провезти груз в Европу не разрешат. При любом размере европоддона регламентная грузоподъемность у него остается на уровне 1,5 т. Загружать такую тару товаром, вес которого превышает 1,8 т, эксперты категорически не советуют.

Купить европоддоны в Москве

Если вы отдаете голос высоконадежной таре, то в ООО «Арт-Паллет» есть для вас интересное предложение. У нас можно купить европоддоны с клеймом и сертификатом по оптимальной цене. Будучи одним из крупнейших поставщиков данных конструкций в Москве и МО, мы предлагаем оптимальные расценки на свою продукцию и осуществляем доставку изделий в любом количестве.

Наряду с возможностью купить европаллеты разных размеров, мы предлагаем аренду, обмен изношенных конструкций и ремонт деревянных поддонов с применением новейших технологий восстановления. Обращайтесь, у нас самые выгодные и комфортные условия сотрудничества. Все реквизиты для связи несложно найти в разделе контактов.

Чем отличаются поддоны от европоддонов?

В России производство поддонов регламентируется двумя основными документами: ГОСТ 9078– 84 и ГОСТ 9557–87.

  1. ГОСТ 9078– 84. Очень общий и описывает всего лишь тот факт, что поддоны существуют, и что они могут быть из дерева. В нем нет жёстких привязок ни к габаритам, ни к количеству гвоздей, ни к толщине досок. Есть лишь установленные размеры – 1200х800 и 1200х1000 мм. Согласно этому ГОСТу в рамках, обозначенных в двух габаритах, можно делать все что угодно.
  2. ГОСТ 9557– 87. Более жесткий: практически на 95% он идентичен европейскому стандарту UIC 435-2 по производству европоддонов. Основное отличие поддонов, изготовленных в России, от евростандарта – это отсутствие клейм EUR и EPAL. Клеймы отсутствую, поскольку наша страна пока не прошла сертификацию. Остальные параметры в палетах идентичны — допуски, припуски, толщина, количество гвоздей, фаски. В итоге появились так называемые поддоны БК («без клейма») — аналоги европоддона, только не сертифицированные.

Конструкция

Общей чертой для всех типов тары – обычных поддонов и европоддонов из древесины – является технология сборки. Оба варианта изделий формируют из нижних и верхних дощатых настилов. Порода древесины может отличаться в зависимости от места производства, цены, размера и других характеристик.

Скрепляют настилы так, чтобы между ними оставался зазор для рабочего органа вилочного погрузчика или другого подъемного оборудования. Конструкция должна быть собрана, чтобы ее можно было подхватить с любой стороны (сбоку).

Грузоподъемность (а значит, и цену, за которую можно купить изделие) во многом определяет размер досок верхнего настила. Для российской продукции приемлемые размеры досок устанавливает ГОСТ 9557–87. По европоддонам нормы прописывает UIC 435–2. Оба регламента предлагают идентичные типоразмеры, а наиболее популярными вариантами в обеих группах конструкций остаются модели с длиной сторон 1200*1000 и 1200*800 мм.

Мы вам перезвоним

Технология производства

Производство деревянных поддонов по евростандарту осуществляется по следующим принципам:

  • Подавляющее большинство компаний задействуют немецкие технологии распиловки link, paul и другие.
  • Для обработки материала применяется оборудование нового поколения. Часто производители отдают предпочтение итальянским линиям Stori или Delta. Будучи высокоточными и безотказными системами, они позволяют получить максимальную отдачу и быстро окупаются. Средняя пропускная способность такой техники – от 700 поддонов в рабочий день. Такая эффективность позволяет не только удовлетворить спрос со стороны транспортных компаний, которые хотят купить тару из древесины, но и поддерживать высокий уровень конкуренции в сегменте ее предложения. Последнее является драйвером дальнейшей эволюции отрасли производства деревянных поддонов и определяет более высокое качество изделий, отмеченных клеймом соответствия евростандарту.

Интенсивность выпуска обычных конструкций в России несколько ниже – индустрия только начала переход на более эффективные технологии и оборудование нового поколения. Хотя говорить о том, что качество местной продукции по умолчанию проигрывает импортному товару уже нельзя.

Есть компании, которые применяют в работе не только отходы от распиловки кругляка или устаревшую технику. Клеймо соответствия ГОСТ на их продукции указывает на достаточно высокое качество и надежность. Цена при этом остается более доступной.

Клейма европоддонов

Для контроля поддонов на них наносят определенные клейма. Если поддон произведен в Европе, то на нём всегда имеются два фиксированных клейма – EUR и EPAL.

Метка EUR означает его «европринадлежность». Другое клеймо – EPAL, говорит о том, что поддон произведен с соблюдением требований Европейской паллетной ассоциации (в паллетном бизнесе это что-то наподобие ISO 9001).

Эта организация проверяет европейские производства, формулирует требования, которым они должны соответствовать. Наличие на поддоне такой метки свидетельствует о том, что он собран с соблюдением всех технологий и отвечает стандартам качества, а само производство функционирует по нужному формату, вплоть до требования по наличию специальных зон курения для сотрудников. На территории России нет, к сожалению, ни одного представителя EPAL, но переговоры ведутся.

Фитосанитарная обработка паллет

На центральной «бобышке» поддона ставят еще одно клеймо, в просторечье называемое «колосок». Оно говорит о том, что поддон прошел фитосанитарную обработку согласно стандарту ISPM 15. На этом клейме печатают название партии, метод обработки, указывается страна-производитель. На поддоне, выпущенном в Европе, указывают также номер партии и год производства.

По этим клеймам, которые являются неотъемлемой частью европоддона, можно узнать, где и когда его собрали. Однако, поскольку клейма часто ставят поддельные, надёжный способ определить, откуда тот или иной поддон, пока не найден.

Карантинный пограничный контроль древесины в обязательном порядке подразумевает соответствующую фитосанитарную обработку поддонов, которую проводят разными способами.

Способы фитосанитарной обработки

  1. Фумигация — обработка бромистым метилом. Поддон, либо древесину, которая используется для его производства, опрыскивают составом, убивающим всех вредителей и бактерии. Недостаток этого метода в том, что древесина после фумигации несколько меняет свойства, на ней остается какое-то количество раствора, что не всегда хорошо. По этой причине некоторые предприятия, особенно по производству или хранению пищевой продукции, вообще не принимают поддоны, прошедшие фумигацию. Производители поддонов постепенно переходят на более прогрессивные карантинные методы.
  2. Тепловая обработка — достаточно длительное выдерживание поддонов в камере с повышенной температурой, после чего микроорганизмы и вредители погибают. Тепловая обработка не очень популярна, поскольку метод этот дорогой, и с его помощью тяжело наладить обработку большого потока пиломатериалов. Кроме того, невозможно обеспечить равномерную температуру в термокамере, а потому продукция сохнет неравномерно.
  3. Камерная сушка. Является наиболее привлекательным на сегодняшний день методом фитосанитарной обработки. В камеру загружают пиломатериал, используемый затем для производства поддонов, выдерживают нужное время при температуре более 60 °С и соответствующей влажности. Весь процесс автоматизирован, камера оснащена специальной системой, обеспечивающей циркуляцию воздуха. В древесину вворачивают датчики, которые измеряют влажность и температуру, и как только она доходит до требуемой стандартом, процесс завершается.

Все поддоны, на которых продукция экспортируется, должны пройти фитообработку и иметь на себе соответствующее клеймо. Если же поддон будет использоваться в России, жесткие правила по обработке поддонов не действуют.

Российские организации, которые действительно обладают такими технологиями сушки, можно пересчитать по пальцам. Нередко, чтобы фальсифицировать продукцию, поддельное клеймо ставят недобросовестные компании.